Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"Ъ-ОГОНЕК": Чудо, а не страна. По данным социологов в современной России отношение к паранормальным явлениям резко изменилось: вера в колдовство и предсказания превзошла показатели времен перестройки


Все больше россиян верят в колдовство и предсказания, следует из данных социологов. "Огонек" разбирался в наших отношениях со сверхъестественным

Фото: PhotoXpress

Свежий опрос ВЦИОМа о верованиях россиян, позволяющий проследить эволюцию их взглядов с 1990 по 2015 год, удивил: произошла поляризация общества в отношении к паранормальным явлениям. Прежде всего налицо рост интереса к мистике, а рекордная динамика — у веры в способность предсказывать будущее и судьбу. Если в 1990-х ее разделяло 43 процента опрошенных, то в 2015-м их стало более половины — 55 процентов (рост на 12 процентов). Увеличилось и число верящих в колдовство и порчу (с 37 до 48 процентов), а вот, к примеру, доля суеверных стабильна — черных кошек боится ровно половина россиян и в перестройку, и сейчас.

Увлечение мистикой отодвинуло на второй план все то, чем когда-то интересовались наивные постсоветские граждане: гипноз, телекинез, летающие тарелки — число тех, кто в это верит, резко упало.

Однако, пожалуй, самая заметная тенденция: на фоне растущей веры в колдовство и предсказания все меньше сомневающихся. К примеру, в 1990-м целых 36 процентов опрошенных колебались, отвечая на вопрос, способны ли некоторые люди предсказывать будущее. Сейчас такие сомнения испытывают лишь 7 процентов. Не определившихся почти не осталось: своего мнения о возможности передавать мысли на расстоянии не было у 33 процента в 1990-м и всего у 8 процентов в этом году, в 1990-м с отношением к телекинезу не определись 35 процентов опрошенных и только 8 процентов в 2015-м...

Куда же "ушли" те, кто раньше сомневался? Социологи ВЦИОМа отмечают: "За четверть века позиции россиян относительно "чудес" сместились скорее в сторону скептицизма". Особенно это касается псевдонаучных увлечений, популярных в 1990-е. Например, если в перестройку в возможности биополя не верило всего 13 процентов, то сегодня число неверующих выросло на 40 пунктов — до 53 процентов!

И лишь колдовство и предсказания не сдают позиций. Чем это объяснить? Эксперты прежде всего кивают на СМИ — сразу несколько телеканалов делают ставку на мистику.

— Всевозможные битвы экстрасенсов, передачи о колдунах и магах превращают эту тему из виртуальной в реальную,— считает Сергей Ениколопов, заведующий отделом клинической психологии научного центра психического здоровья РАМН.— Вера в чудо вообще свойственна человеческой природе, а тут еще и такая "накачка" с экранов.

По словам эксперта, сегодня сталкиваются две тенденции: наряду с интересом СМИ к мистической тематике постоянно критикуется официальная наука или, допустим, медицина. Пересказываются скандалы или истории о том, как врачи кого-то не вылечили или залечили, и у людей складывается впечатление, что им доверять нельзя. А кому можно? Пытаясь найти ответ, многие приходят к магам и знахарям. Не случайно в конце прошлого года широко обсуждался доклад фонда "Хамовники" и НИУ ВШЭ, посвященный альтернативной медицине. На примере Пермского края (претендующего на звание среднестатистического российского региона) авторы раскрыли структуру этого теневого мира — от колдунов и экстрасенсов, работающих без разрешений и образования, до передвижных ярмарок с БАДами и целебными бальзамами и самолечения в аномальных зонах...

— С крушением Советского Союза исчез научный фон, который был прививкой от подобных заблуждений,— говорит Ениколопов.— Ну и, конечно, трудные времена часто сопровождаются модой на сверхъестественное. Зависимость здесь не прямая, просто человек в тяжелых обстоятельствах всегда пытается понять, что делать, ищет объяснения тому, что с ним произошло. Вспомните, какое количество людей в 1990-е видели в родинке на голове Горбачева какой-то знак...

Мария Мчедлова, главный научный сотрудник центра "Религия в современном обществе" Института социологии РАН, уточняет: 1990-е — хороший пример того, как социальные катаклизмы приводят к активизации экстрасенсов, гадалок, целителей...

— После того как у общества исчезли четкие ценностные основы, люди стали метаться,— говорит эксперт.— Ведь человек не может без духовного осмысления жизни, вот и началась экспансия не только различных конфессий и религиозных организаций, но и всевозможных сект, движений, вроде "нью-эйдж", возрос интерес к мистике. Возникла "духовная всеядность". Однако советский человек все же был образованным, и вся эта смесь из спиритуализма, легенд древних цивилизаций, уфологии и поверхностных представлений из языческих мифов перестала его удовлетворять.

Хорошая новость, по словам Марии Мчедловой, в том, что сегодня налицо "определенная стабилизация": многие люди повернулись лицом к основным религиозным конфессиям, уменьшилось число тех, кто верит, например, в абстрактную высшую силу или переселение душ. Однако гораздо больше тех, у кого вера в Бога может сочетаться, допустим, с верой в приметы или в мифы, транслируемые массмедиа, достаточно вспомнить ажиотаж вокруг конца света, охвативший весь мир несколько лет назад...

— Пролетит мимо Земли какой-нибудь метеорит, и интерес к мистике резко пойдет вверх — такого исключать нельзя, особенно в условиях маркетизации этой сферы общественного сознания,— говорит эксперт.

Зато можно наверняка утверждать другое: любые перемены в отношениях россиян с паранормальными явлениями социологи обязательно зафиксируют.

Кирилл Журенков, Мария Портнягина,

"Ъ-ОГОНЕК", 9 ноября 2015 г. 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования