Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ МОНАХА ДИОДОРА (ЛАРИОНОВА): Ещё о книге "Несвятые святые". Наглядно. "Плохой стиль и плохой язык выражают порочный этос"


Вот, вы открываете рассказ (фактически, любой) и читаете там, например, следующую фразу: «..У отца Рафаила была какая–то особая договоренность с Господом Богом. Поскольку все, с кем он пил чай, становились православными христианами... Не знаю ни одного человека, кто, познакомившись с отцом Рафаилом, после этого самым решительным образом не возродился бы к духовной жизни…».

Есть два вида читателей. Первый вид — это те, кто от такого поморщится и закроет книгу: Господь Бог как персонаж анекдота, а возрождение к духовной жизни — сродни тому, чтобы выпить чаю с монахом-бездельником (так Рафаил охарактеризован в книге, с точки зрения «внешнего мира»). Так сделал я и многие мои знакомые на второй-третьей странице повествования. Практически, ни один монах не смог её читать, из-за подобного стиля изложения (кстати, аще таковые имеются, кто смог, прошу отметиться в комментариях).

Но есть второй вид читателей. Он делится на два подвида: первый, прочитав этот текст, говорит: "Гыгыгы! Прикольно! Чё там дальше-то интересно?" Это зрители камеди-клаба, дома2 и других передач на тнт, на них, собственно ориентируется такой язык и такой стиль рассказа. Второй подвид читателей не обращает внимания на стиль и язык, словно не замечает этой грани с кощунственным контекстом, а сосредотачивается на положительном содержании историй. Это, в основном домохозяйки, милые православные женщины, которые в таком количестве комментировали мою предыдущую запись (есть мужики такого склада, но о них отдельный разговор). Эти женщины видят в таких рассказах добро и выступают за него так, как это может делать русская верующая женщина — всем сердцем и всей душой. Это очень трогательно.

Тут нужно иметь в виду, что автор книги ориентировался на группу читателей, составляющих первый подвид второго вида. То есть на самый низкий уровень понимания и восприятия информации (где главный признак — обязательное развлечение, даже при описании «духовных» явлений). И не просто ориентировался — а писал как бы исходя из этого способа восприятия. Проблема в том, что вторая часть аудитории (вторая разновидность) — это самая широкая и самая массовая группа читателей, которая подвержена тому или иному влиянию. У этой группы нет самостоятельных богословских и духовных критериев: она доверяет — а потому наиболее уязвима. Литература оказывает влияние больше стилем и языком, чем содержанием (ну, я так думаю, и ещё Ален де Либера вослед за Мишелем Фуко и древнегреческими софистами). Потому что это выражение внутреннего этоса мышления (в предыдущей записи добродетель этоса мышления называлась целомудрием, а противоположное устроение — порочностью). Плохой стиль и плохой язык выражают порочный этос, даже если содержание историй положительное. И ещё: порок влияет гораздо быстрее и незаметнее, чем добродетель (которая требует работы над собой). Поэтому повторю свой тезис, который, надеюсь, стал нагляднее: книга «Несвятые святые» развращает наиболее уязвимую аудиторию читателей языком и стилем: для многих людей становится вполне приемлемым и естественным рассуждать о вере в Бога и духовной жизни как о хохме особого рода.

Между прочим, в заключение скажу, что заслуга открытия данного жанра принадлежит вовсе не архимандриту Тихону. В одном из интервью он сказал, что записывал рассказы на диктофон, а художественно-литературную форму этим рассказам придала «православная писательница» Олеся Николаева. В этом можно практически убедиться и самому читателю: достаточно сравнить рассказы в книге «Несвятые святые» с рассказами в книгах Олеси Николаевой: некоторые из них буквально повторяют друг друга, а стиль и язык — всё тот же. Но для нас это не важно. Если человек ставит своё имя в заглавии книги, это означает, что и он внутренне одобряет её духовную интенцию.

БЛОГ МОНАХА ДИОДОРА (ЛАРИОНОВА), 5 ноября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования