Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВАЯ ГАЗЕТА": Антиэкстремизм на марше. Чем опасен закон о защите «священных текстов традиционных религий»


Давно замечено, что резиновые формулировки закона об экстремизме позволяют запретить что угодно, хоть и Библию. Там сколько угодно «пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии». Скоро из этого нелепого правила появится исключение — президент внес законопроект, согласно которому Библию невозможно будет запрещать. В минувшую пятницу законопроект оперативно принят Госдумой в первом чтении.

С момента принятия Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» прошло тринадцать лет. Нет, на Библию за это время никто не посягал, зато с Кораном, и особенно с цитатами из него, правоохранители не церемонились. За что Рамзан Кадыров недавно обозвал шайтанами и пообещал лично призвать к ответу судей из Южно-Сахалинска. При условии, если «законным образом с ними не разберутся».

У линии партии в борьбе с экстремизмом и прежде были странные изгибы. Вот недавно еврейские организации возмущались тем, что в Екатеринбурге решили проверить на экстремизм Танах (а он почти полностью совпадает с Ветхим Заветом). Ну тогда пошумели немного и успокоились, а с Кадыровым — хочешь не хочешь — надо реагировать.

Как именно? Законодатель мог бы уточнить формулировки закона об экстремизме, внеся в него хоть какую-то правовую определенность. Верховный суд — дать судьям руководящее разъяснение, наконец, просто воззвать к их здравому смыслу. МВД и Генеральная прокуратура — озаботиться грамотностью «борцов с экстремизмом».

Вместо всего этого власть, ничтоже сумняшеся, просто решила привести в законе список священных книг, содержание которых и даже цитаты из них отныне не могут быть признаны «экстремистскими материалами». Чего, мол, объяснять, все равно не поймут. А так — прокуроры и судьи прочитают на обложке название и отложат в сторону.

В «священный список» вошли Библия, Коран, Танах и Ганджур. Ганджур, если кто не знает, — первая часть тибетского буддийского канона. Вторая часть канона — Данджур — в список почему-то не вошла. Не вошли туда и хадисы, священные для мусульман предания о пророке. Знаете, по какому критерию отбирали священные книги, которые нельзя будет запрещать? Законопроект внесли, как сказано в пояснительной записке, «в целях обеспечения равного уважения к мировым традиционным религиям», стало быть, к ним и относятся названные книги. Ну традиционность — тренд последних сезонов, правда, пока еще никто не объяснил, что такое традиционная религия. Во всяком случае, религиоведам это понятие неизвестно. Что же касается мировых религий, то такой термин существует, хотя и считается устаревшим. С момента его появления в XIX веке к мировым религиям относили буддизм, христианство и ислам, то есть только те религии, которые распространились среди народов различных стран и континентов.

С цитатами из священных книг, которые выделены законопроектом в объект отдельной защиты, тоже не все ясно. Как быть, если эти цитаты приведены в бесспорно экстремистских материалах да еще сопровождаются призывами убивать инаковерующих или даже вплетены в эти призывы? Это я к тому, что список неприкасаемых книг сам по себе не освободит судей от необходимости самим соображать. Вообще-то я ни одной такой страны не знаю, в чьих законах были бы подобные списки. Везде почему-то принято доверять судебной власти и не подозревать ее в диком желании запретить Священное Писание.

Остается еще один немаловажный вопрос: «Как быть с остальными религиями?» Этот вопрос сейчас мучает этих остальных. Получается, у «немировых» религий священные книги второго сорта? Их по-прежнему можно проверять на экстремизм, а потом привлекать верующих за распространение запрещенной литературы? Взять хотя бы «Бхагавад-гиту как она есть», с которой целый год воевали правоохранители в Томске.

Кто-нибудь знает, какие книги правоохранители сочтут священными, а какие — нет? Созданы-то они давным-давно, мало ли что там понаписано, кто там кого к чему призывал. А если ретивые сотрудники соответствующих ведомств воспримут новый закон как карт-бланш на преследование тех, кого не включили в заветный список? Тогда получится, что законопроект не только бесполезен, но и вреден. Один абсурд поспешит сменить другой.

Лев Симкин,

"НОВАЯ ГАЗЕТА", 26 октября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования