Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЭХО МОСКВЫ": Все решения вплоть до запятой уже заранее приняты и согласованы. Диакон Андрей Кураев раскрывает секреты Всеправославного Собора 2016 года


(...)

А.Кураев: Вы не переживайте, все решения уже приняты. То есть Собор фиктивен. То есть его технология принятия решений, что решения все заведомо согласуются, принимаются только консенсусом и голосуют только делегации. То есть голос делегации, а не каждого члена Собора, не каждого епископа.

Д.Пещикова: Это вообще достаточно формальная структура? Я посмотрела, это похоже, действительно, на Генассамблею.

А.Кураев: Это впервые в истории церкви такое будет. За этот (НЕРАЗБОРЧИВО) мне уже заранее стыдно, за эту имитацию Собора. Причем, понимаете, там парадокс состоит в чем? Что любые соборные определения (на этом уровне особенно) начинаются ритуальной фразой «Извольте Духу Святому и нам», это первое. Второе, сам собор, несомненно, начнется с пения молитвы к Духу Святому «Приди и вселись, и настави нас». А где Дух Господень, там свобода (евангельская фраза). Вот, зачем, спрашивается, призывать Духа свободы, если заранее, вы ему заранее не даете даже щелочки, чтобы что-то сказать и сделать, если все решения вплоть до запятой уже заранее приняты и согласованы, и вы собрались только для того, чтобы сделать парадное фото, по большому счету?

А.Позняков: Отец Андрей, может быть, вообще тогда, если всё предопределено к этим соборам, к таким соборам, может быть, вообще тогда их не надо проводить? Зачем тогда нужна вся эта игра в единую Церковь, в некую общность?

А.Кураев: Что значит «к таким соборам»? Такой Собор проводится впервые за 2 тысячи лет христианской истории. До этой поры были Вселенские соборы, но их тоже уже почти 1,5 тысячи лет не было, и на них, все-таки, была реальная дискуссия. И определенная непредсказуемость. И решения принимались несколько иначе.

А вот этот Собор или имитация Собора созывается впервые, да. Такой модели раньше не было.

Д.Пещикова: А зачем она нужна?

А.Кураев: По сути, конечно, это нужно, потому что для церкви необходима такая инстанция, которая имела бы авторитет для всей церкви, надграничная чтобы она была, трансграничная. Это нужно. Нужна площадка, где можно собираться и не просто как богословы дискутировать на конференции, а чтобы, действительно, были какие-то…

Д.Пещикова: Единые принципы? Или что?

А.Кураев: Ну да. Просто властные какие-то решения. Это надо.

Другое дело, что планировалось всё это… Потому что планирование Собора началось еще… Вообще-то, 100 лет уже длится разговор об этом и реальное планирование было в 60-х годах, и тогда было предложено, намечено было 100 тем. 100 тем для дискуссий на этом самом.

Вот, действительно, они были очень важные. Это и единый календарь, потому что мы живем по разным календарям, да? Это вопрос отношения, действительно, к разводам. Это вопрос Поста, потому что нет какого-то единого устава Поста. Особенно в русской церкви это очень странно, потому что мы постимся по правилам, которые приняты были для монахов. А почему миряне должны так же поститься? Это не очень понятно. Когда, кто эти решения принял?

Всё это хотели обсудить, много других вопросов, но затем стало понятно, что так просто разногласия здесь не преодолеть, и в итоге одна за другой эти темы выпадали, осталось всего 10 их.

Д.Пещикова: А что за темы остались?

А.Кураев: Ну, некоторые из них чисто ритуальные, чтобы оправдать, что мы собрались, типа там, отношение к экологической тематике (кому это надо?). Ну, для прессы. Для прессы, что называется, да.

Вот, главный вопрос – конечно же, это вопрос о том, в каком порядке сидеть на этом Соборе, да. Это называется «Вопрос о диптихе», кто на каком месте. Вот, 15 ступенек вот этой вот, 15 православных церквей, кто кого выше.

А.Позняков: То есть фактически, цветовая дифференциация штанов.

А.Кураев: Да-да-да, совершенно верно.

А.Позняков: То есть не произойдет ничего? Впервые за 2 тысячи лет вот это вот мероприятие…

А.Кураев: Поэтому я говорю, что мне заранее стыдно. То есть 1,5 тысячи лет не было Вселенского Собора, собрались ради чего? Пшик в итоге. То есть ни одной богословской темы там вообще нет.

Д.Пещикова: Но по чьей вине такой печальный итог?

А.Кураев: Все виноваты. Все виноваты. Греки…

Д.Пещикова: То есть у всех были амбиции…

А.Кураев: Конечно, да.

Д.Пещикова: ... все хотели повыше сесть или, наоборот, как там выше сесть, пониже.

А.Кураев: Ну, то есть поясню, например. Вот, есть древнегрузинская Церковь – она была поглощена российской Церковью при присоединении Грузии к России, соответственно, на рубеже XVIII-го и XIX-го веков. А затем, как только произошла революция 1917 года, Грузия заявила о своей автокефалии, в том числе церковной линии. Патриарх Тихон московский тогда это не признал. Но советская власть, и во главе страны стоит грузин, и поэтому реально всё равно грузинская автокефальная Церковь существовала в советские годы. И, вот, где-то после 1945 года было предложено «Ну-ка, давайте, срочно примиритесь». И тогда, соответственно, наша Церковь заявила, что мы даем автокефалию, независимость от нас грузинкой церкви.

А с этим не согласилась константинопольская Церковь, потому что они считают, что только они имеют право давать автокефалию. Хотя, какое отношение к ним имеет та самая грузинская Церковь?

В итоге Константинополь дал Грузии автокефалию только в 90-х годах XX века. Но когда мы им давали (грузинам), к этому времени существовало всего лишь навсего 6 автокефальных церквей, и поэтому грузинская стала 6-й в списке. Мы – 5-е (русская Церковь), грузины – 6-е.

За последующие годы Константинополь признал еще несколько поместных Церквей, поэтому сегодня по их списку Грузия 11-я.

А.Позняков: Тут голову можно сломать.

Д.Пещикова: Да, потеряла уже.

А.Кураев: Поэтому тут вопрос о диптихе: на каком же, на самом деле, месте, на 6-м или на 11-м? Ну, вот, понимаете, вот это они будут обсуждать.

А.Позняков: Слушайте, а там только административные вот эти вот разногласия? Или, все-таки, есть доктринальные противоречия?

А.Кураев: Нет, никаких ништяков к этому не прилагается.

(...)

"ЭХО МОСКВЫ", 2 октября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования