Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕАЛЬНАЯ ГАЗЕТА": Во что верят "ЛНР" и "ДНР"? Православие воспринимается ими не с позиций христианского универсализма, а как особая русская вера, мало отличимая от неоязычества


До войны Донбасс отличался многоконфессиональностью. Несмотря на доминирующее положение православия, здесь существовало религиозное разнообразие и относительная веротерпимость. Появление на территории Донбасса непризнанных республик в корне изменило эту ситуацию.

Экс-митрополит Луганский и Старобельский Иоанникий благославляет Плотницкого «на царство»

Православие превыше всего

Сепаратистское движение с самого начала позиционировало себя как авангард «русского мира» — реакционно-консервативной идеологии, основанной на русском национализме и православном клерикализме. Отдельные представители УПЦ Московского патриархата в свою очередь заигрывали с идеями донбасского сепаратизма в угоду местным элитам – еще в 2004 году, на сепаратистском съезде в Северодонецке, организованном номенклатурой восточных областей, присутствовала делегация представителей УПЦ МП во главе с Митрополитом Луганским и Старобельским Иоанникием. Впоследствии именно Иоанникий, уже как настоятель Николо-Преображенского монастыря, был единственным из архиереев УПЦ МП, посетившим инаугурацию главы ЛНР Игоря Плотницкого, и благословившим «луганского президента».

Александр Авдюгин

После начала сепаратистского восстания весной 2014 года официальная позиция УПЦ МП была нейтральной, осуждающей кровопролитие, однако многие служители церкви на местах примкнули к «новороссам». Например, известный священник-блогер протоиерей Александр Авдюгин из Ровеньков Луганской области неоднократно высказывался в поддержку сепаратистского движения. «Весной мы просто высказали свое мнение, вчера мы его подтвердили. Единогласно, повсеместно и во веки веков. Мы не желаем с Вами жить», — писал он в блоге в ноябре 2014 года, подразумевая результаты майского рефрендума о создании ЛНР и дальнейшее избрание ее главой Игоря Плотницкого. «Медведь-то русский спит-спит, терпит-терпит, но уж как проснется, как в лапу мохнатую эту дубину возьмет, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой», — типичный ход рассуждений священника-сепаратиста.

Подобные проповеди пользуются успехом у сепаратистов, которые даже создают вооруженные отряды под православными знаменами. Самый известный из них – «Русская православная армия», созданная в Донецке владельцем сети фаст-фуда Михаилом Вериным (в марте 2015 переименована в батальон «Вымпел»). В составе «Русской православной армии» служило большое количество добровольцев из России. Близок к этой группе был в прошлом знаменитый «народный губернатор Донецкой области» Павел Губарев, который неоднократно заявлял, что РПА получила благословение от РПЦ на «священную войну» в Донбассе. Радикальную версию православия насаждали в Донецке и боевики ультраправой российской организации Русское национальное единство (РНЕ), прибывшие в Украину воевать с «хунтой» по призыву своего вождя Александра Баркашова. Известно также о том, что знамена отряда Гиркина в Славянске были освящены в местном православном соборе.

Михаил Верин

Власти самопровозглашенных республик всячески демонстрируют свою приверженность православию. Так, глава ДНР Александр Захарченко заявлял: «Я православный, хожу в церковь, для меня единственная церковь Московского патриархата», — говорит Захарченко. Также глава ДНР отметил, что лично он признает всего четыре религии: православие, римокатолицизм, мусульманство и иудаизм. Все остальные конфессии в ДНР будут считаться незаконными.

Сепаратисты всячески хотят продемонстрировать, что церковь с ними. Так информационные ресурсы сепаратистов сообщили о том, что Луганская и Алчевская епархия УПЦ МП заключила договор с властями ЛНР о сотрудничестве в сфере образования, итогом этого соглашения стало введение «культурологического предмета, связанного с православной культурой» в школах «республики». Пресс-служба епархии поспешила отмежеваться от этого сообщения и заявила, что оно не соответствует действительности.

Чтобы положить конец всем «непоняткам» в отношениях церкви и сепаратистов, в октябре 2015 года министерство культуры обратилось к предстоятелю УПЦ МП с просьбой вывести епархиальные центры с оккупированной территории. Речь идет о территориально разделенных между Украиной и ДНР Донецко-Мариупольской и Горловско-Славянской епархиях, и почти полностью находящейся на подконтрольной сепаратистам территории Луганско-Алчевской епархии. Церковь посчитала эту просьбу вмешательством во внутренние дела и заявила, что для УПЦ МП эти епархии продолжают считаться находящимися на территории Украины.

Все религии равны – некоторые равнее

Как формулируют свое отношение с конфессиями на уровне своих законов сами сепаратисты? Поскольку уставные документы «непризнанных республик» писались исходя не из вневременных юридических представлений, а с целью описания текущей политической ситуации, то их содержание полностью привязано к текущему политическому моменту.

Любопытная история в этом плане произошла с «Конституцией ДНР». В период сепаратистского «штурм унд дранга» в мае 2014 года было широко объявлено о принятии собственной конституции, в интернете был распространен ее «проект», вызвавший у многих шок, настолько агрессивно там были прописаны реакционные идеалы «русского мира».

В статье 9 прямо говорилось, что отныне государственной религией ДНР становится православие по версии РПЦ – как сообщается в тексте: «первенствующей и господствующей верой является Православная вера (Вера Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания), исповедуемая Русской Православной Церковью (Московский Патриархат)». В преамбуле уточняется, что такая честь РПЦ оказана как «системообразующему столпу Русского мира». Прочим религиям гарантируется свобода исповедания, но не так все просто – в статье 21 говорилось: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом ничто в настоящей Конституции не ограничивает Донецкую Народную Республику в праве проведения политики по защите населения от деятельности религиозных сект в соответствии с законом». Эта важная оговорка, полностью перечеркивающая все предыдущее содержание статьи, появилась в конституции ДНР не случайно. В довоенные времена Донецкая область была лидером в Украине по числу общин протестантских церквей – по данным Центра Разумкова к протестантской ветви христианства принадлежали 46% религиозных общин области. Активный прозелитизм не мог не настораживать православных церковников, ведущих с протестантами борьбу за души донбассян, сепаратистское восстание православным иерархам оказалось на руку и они решили одним махом покончить с конкурентами, законодательно закрепив в основном документе «борьбу с сектантами». Под определение «враждебной секты» с точки зрения московского православия подпадает и Украинская православная церковь Киевского патриархата — еще один конкурент на духовном поприще, пусть не столь популярный в Донбассе, но являющийся проводником ненавистного киевского влияния.

В той же конституции явно под диктовку наиболее реакционных кругов РПЦ введены мракобесные и скандальные требования признания эмбриона гражданином, фактически конституционный запрет на аборты («Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с момента зачатия») и осуждение однополых отношений («Статья 31.3. Никакие формы извращенных союзов между людьми одного пола в Донецкой Народной Республике не признаются, не разрешены и преследуются по закону»).

Однако сейчас на официальном сайте ДНР размещен совершенно другой текст «конституции», из которого начисто исчезла вся «русскомирская экзотика», все религии уравнены в правах и отделены от государства. Словом, «концепция поменялась», однако скандальный «проект» хорошо продемонстрировал истинные духовные идеалы донбасского сепаратизма. (Конституция ЛНР принимавшаяся в декабре 2014 уже сразу писалась без таких выкрутасов).

Охота на ведьм

Установление «новой власти» в Донбассе сопровождалось террором на религиозной почве. Ориентированным на РПЦ сепаратистам как кость в горле стояли общины местных протестантов, а также православных Киевского патриархата. Первые рассматривались как проводники американского влияния и главные враги православия, вторые как «бандеровская церковь». В качестве «пятой колонны» рассматривались и немногочисленные общины католиков и греко-католиков. Репрессии не заставили себя ждать.

Преследования протестантов задокументированы достаточно подробно. В июне 2014 в Славянске, захваченном боевиками полевого командира Стрелкова-Гиркина, произошел вопиющий случай расправы над протестантами: сепаратистами были казнены двое сыновей пастора-евангелиста Александра Павенка и двое служителей его общины.

Пастор Сергей Литовченко

Молитвенные дома евангельских христиан баптистов были закрыты в 2014 во многих городах Луганской и Донецкой областей, такие факты были зафиксированы в Луганске, Донецке, Антраците, Ровеньках, Красном Луче. В Горловке Донецкой области сепаратисты напали на молитвенный дом адвентистов седьмого дня и силой принудили прекратить службу, пастор Сергей Литовченкобыл арестован и 20 дней провел в плену. Обосновывая свои действия, сепаратисты говорили о том, что получили приказ сверху прекратить деятельность всех церквей, которые не принадлежат к Московскому патриархату. Также звучали обвинения в сотрудничестве с киевской властью и укрывательстве «правосеков». В плену у сепаратистов побывали главы евангелических общин Дружковки и Шахтерска Донецкой области. В августе 2014 двое протестантских пасторов – Александр Хомченко и Валерий Якубенко были арестованы в Донецке и обвинены в шпионаже. Жестоко избитый Хомченко был в итоге отправлен на штрафные работы. Такая же история произошла и в Краснодоне в октябре 2014, где боевики «ЛНР» четыре дня пытали помощника пастора-евангелиста и его 14-летнего сына.

Трудная жизнь последователей Киевского патриархата в Донбассе при власти Партии Регионов, которая всячески покровительствовала иерархам Московского патриархата и ставила палки в колеса в открытии храмов «раскольникам», после начала сепаратистского мятежа стала невыносимой. Немногочисленные храмы Киевского патриархата стали захватываться православными радикалами. В Донецкой области боевиками были похищены два священника Киевского патриархата, их били, обзывали «бандеровскими попами», имитировали их расстрел. Впоследствии, они были выкуплены из плена, а донецкий предстоятель УПЦ (КП) Сергий (Сергей Горобцов) (уроженец Енакиево, кстати) призвал священников покинуть пределы ДНР. В Луганске казаками в октябре 2014 также был захвачен Свято-Троицкий кафедральный собор УПЦ КП, они выгнали из него священников и объявили, что теперь здесь будет общежитие для казаков-ополченцев. (Впрочем, местные жители не допустили превращения храма в казарму, опасаясь, что его тогда начнут обстреливать). По свидетельству епископа УПЦ КП Афанасия (покинул Луганск после попыток расправы со стороны сепаратистов) один из священников продолжает проводить службы для 10-15 человек в большой комнате здания епархиального собрания. Всего на территории Луганской области были захвачены 6 храмов Киевского патриархата.

Аресты и похищения коснулись и представителей католичества. В мае 2014, в Донецке во время уличной молитвы за мир был схвачен католический священник Павел Витек, он был вызволен из плена польскими дипломатами. В июле 2014 года в Донецке был похищен греко-католический священник Сергей Кульбака, который провел в плену 12 дней, подвергаясь пыткам и издевательствам, а в Горловке был арестован римско-католический священнослужитель Виктор Вонсович, который провел в плену 11 дней.

Можно констатировать, что с помощью террора сепаратистам удалось разрушить религиозное разнообразие и атмосферу веротерпимости в Донбассе, принеся им на смену рост экстремистских псевдорелигиозных взглядов.

Пасынки «Новоросии»

 Активное участие в создании «ДНР» и «ЛНР» принимают участие представители неоязыческих течений, чаще сего связанных с ультраправыми движениями. Неоязычники были еще в составе отряда Игоря Стрелкова, захватившего Славянск, несмотря на то, что сам их командир подчеркивает свою приверженность православию. После захвата телецентра сепаратисты даже вели в эфире «языческую пропаганду», призывая покончить с «библейской матрицей».

ДШРГ «Русич»

Некоторые подразделения сепаратистов были укомплектованы на основе язычества. Неоязыческой и ультраправой по идеологии являлась Диверсионно-Штурмовая Разведгруппа «Русич», которой командовал российский неонацист Алексей «Фриц» Мильчаков. Его подразделение, прославившееся жестокими расправами над украинскими военными, входило в состав группы быстрого реагирования «Бэтмэн» в ЛНР, и было укомплектовано добровольцами из России и Европы. Летом 2015 боевики Мильчакова покинули территорию ЛНР. У полевого командира Беднова-«Бэтмэна» в подчинении было еще одно подразделение язычников – ДШРГ «Ратибор», с эмблемой в виде коловрата и черепа.

Еще один неоязычник из России Андрей Афанасьев, воевавший на стороне сепаратистов, писал: «По воле богов и самого Перуна, праздник этот я встречаю, как и подобает воину, – с оружием в руках, на переднем краю борьбы за новую Русь, против новой Хазарии». Его новосибирская община «Земля Даждьбога» собирала деньги на снаряжение для ополченцев.

Алексей «Фриц» Мильчаков крайний слева

Самым известным неоязыческим подразделением в армии ДНР был батальон «Сварожичи» под командованием Олега «Варгана» Орчикова, который до войны был главой общины донецких неоязычников-родноверов «Коло Древо Рода». Колоритный комбат Варган, носивший повязку со свастиками, устраивавший с однополчанами языческие обряды, даже стал героем репортажа Times. Праздник закончился в ноябре 2014, когда комбата арестовали власти ДНР за полное разложение его отряда. Орчиков-Варган по сей день находится в одном из подвалов ДНР, а его родные и единомышленники открывают паблики Вконтакте, где взывают к справедливости.

Олег Варган

Как видим, несмотря на враждебность официальной православной церкви к идолопоклонникам, сепаратисты находят с ними общий язык на основе националистических взглядов, ведь и православные сторонники «Новороссии» воспринимают православие не с позиций христианского универсализма, а скорее как особую русскую веру, что мало отличается от воззрений неоязычников. В целом сепаратисты охотно используют отмороженность неоязычников в своих целях, затем стараются избавиться от них, в результате чего представители этого религиозного течения играют роль своеобразных «левых эсеров при большевиках», проще – полезных идиотов.

Константин Скоркин,

"РЕАЛЬНАЯ ГАЗЕТА", 15 октября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования