Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Военно-бездушные силы. Поддерживать российское вмешательство в сирийский конфликт должны генералы, а не служители Бога


Ошеломительная новость о начале военной операции российских Воздушно-космических сил в Сирии сопровождалась не менее поразительной по оперативности реакцией религиозных организаций нашей страны на это событие. Буквально сразу же появились комментарии председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерея Всеволода Чаплина. Спустя несколько часов свое заявление сделал лидер Русской православной церкви.

Затем прокомментировали новость в Федерации еврейских общин России. В последующие дни на тему сирийской операции высказались представители исламских объединений – с разной степенью энтузиазма. Муфтий Таджуддин вынес фетву против исламистов. Муфтий Гайнутдин сдержанно одобрил действия руководства России. Было оперативно подготовлено заявление Межрелигиозного совета России, которое начинается так: «Традиционные религиозные общины России с пониманием восприняли решение Совета Федерации допустить использование Вооруженных сил страны для защиты мирных жителей Сирии от террористической угрозы и для поддержки правительственных войск Сирийской Арабской Республики в борьбе против ДАИШ» (ДАИШ – то же самое, что ИГ, только аббревиатура названия террористической и запрещенной в России организации на арабском языке).

Итак, первыми в информационный бой ринулись лидеры русского православия. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объяснил военную операцию необходимостью спасти христиан Ближнего Востока, гибнущих под ударами ИГ, иначе «Исламского государства». «Не меньше страдают и мусульмане этих мест, священных для представителей всех авраамических религий», – предусмотрительно добавил глава РПЦ. И вот главное: «К сожалению, политический процесс не привел к сколько-нибудь заметному облегчению участи невинных людей, и им необходима военная защита. Российская Федерация приняла ответственное решение об использовании вооруженных сил для защиты сирийского народа от бед, приносимых произволом террористов. Мы связываем с этим решением приближение мира и справедливости на этой древней земле». В заключение патриарх выразил надежду, что операция не выльется в большой конфликт и «все российские военные вернутся домой живыми». А если эти надежды не оправдаются?

Патриарх Кирилл должен хорошо помнить события недавнего прошлого, когда наша страна, тогда более обширная и могущественная, оказалась втянутой в многолетний военный конфликт. Имеется в виду война в Афганистане, начавшаяся с ввода ограниченного воинского контингента по просьбе правительства Демократической республики. Напомним, началу той войны предшествовало ожесточенное противостояние СССР и НАТО по вопросу безопасности в Европе. Русская православная церковь и ее экуменические сателлиты в странах народной демократии на протяжении всего 1979 года активно протестовали против размещения американских ракет на континенте.

Давайте повторим уроки истории еще раз! Первая реакция миролюбивой религиозной общественности СССР и его союзников на ввод ограниченного воинского контингента в Афганистан отмечена 16 января 1980 года. Это было не прямое заявление РПЦ, и прозвучало оно спустя три недели после того, как нога советского солдата ступила на афганскую землю. Документ выпустила Христианская мирная конференция (ХМК) – формально международная организация при ООН, но всегда выступающая за мирные инициативы Советского Союза. «Совершенно очевидны и понятны те причины, которые побудили правительство Афганистана просить о помощи соседнюю державу – Советский Союз и почему Советский Союз оказал эту помощь», – говорится в заявлении ХМК. Необходимость оказания такой помощи богословы-миротворцы объяснили «проблемой обеспечения права на жизнь и достоинство народа, находившегося на протяжении веков в условиях унижающей феодальной зависимости». «Опасными были также попытки противников афганской революции использовать религию для борьбы с прогрессивными путями развития афганского народа», – писали авторы документа. После этого комитет советует США, Пакистану и, кстати, Китаю не проявлять излишнюю «нервозность» и прекратить кампанию дискредитации СССР.

К слову сказать, второй под этим документом стоит подпись члена ХМК митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко), который спустя 12 лет уйдет в раскол и возглавит Киевский патриархат, а спустя четверть века после того заявления в качестве лидера национальной церкви Украины обратится к властям США с просьбой вооружить свою страну для противостояния с Россией.

Вернемся в 1980 год. В марте Синод РПЦ наконец выпустил свое заявление, в котором отразил отношение к событиям в Афганистане. «Естественно, что правительство Афганистана в соответствии с Советско-афганским договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве и Уставом ООН, многократно обращавшееся к нашей стране за помощью в отражении агрессии извне, получило эту помощь. Мы, церковные люди, понимаем и разделяем причины, приведшие к этому шагу советское правительство, и не считаем ни в какой мере оправданным использование событий в Афганистане со стороны США и ряда других стран для бурного нагнетания напряженности в отношениях между Востоком и Западом, между СССР и некоторыми неевропейскими странами», – говорится в этом документе, под которым стоят подписи патриарха Пимена и других архиереев. В том числе упомянутого Филарета и митрополита Алексия (Ридигера), позже ставшего патриархом Алексием II.

Надо сказать, что после мартовского Синода 1980 года Московский патриархат громких заявлений по ситуации в Афганистане не делал.

Миротворческие комитеты, где заправляла РПЦ, на протяжении 10 лет волновало множество конфликтов: начавшаяся вскоре ирано-иракская война, апартеид в ЮАР, неизменные страдания палестинского народа. Но об Афганистане – молчок! Только в выступлении на Съезде народных депутатов СССР митрополита Питирима (Нечаева), ставшего в 1989 году нардепом и членом комитета Верховного совета СССР по делам воинов-интернационалистов, прозвучало упоминание об «афганцах»: «К нашей совести обращены проблемы солдат, вернувшихся из Афганистана… Наш долг помочь всем им без исключения стать полноценными участниками созидательного труда». Как мы помним, в то время уже вовсю говорили об «афганском синдроме», о «цинковых мальчиках», и Церкви пришлось участвовать в работе по реабилитации ветеранов ограниченного контингента.

Сегодня никто не сомневается, что «Исламское государство» – это бесчеловечная группировка, несущая угрозу миру и безопасности во всем мире. Как и «Аль-Каида», которая, как мы помним, зародилась и окрепла в боях с советскими воинами в Афганистане. С этих позиций понятно решение политического руководства нашей страны начать операцию ВВС в Сирии, где окопалось «Исламское государство». Понятен бравый настрой командования Вооруженных сил России: без уверенности в собственной правоте не может быть победы.

Но действительно ли нужны священнослужители в первых рядах тех, кто зовет в бой? Слова духовных лидеров, особенно произнесенные по горячим следам мандата Совета Федерации об использовании войск России за границей, удивляют горячностью. В своих комментариях протоиерей Всеволод Чаплин заявляет об особой миссии России на Ближнем Востоке. «Борьба с терроризмом – это священная борьба, и сегодня наша страна является, пожалуй, самой активной силой в мире, которая борется с ним. Не потому, что у нее есть в этом корыстный интерес, а потому, что терроризм безнравственен», – говорит священнослужитель. С этими словами нельзя не согласиться, произнеси их политический лидер. Но в устах служителя Христа они производят угнетающее впечатление. Оно тем более сильно, что вспоминается, как в эфире «Эха Москвы» Чаплин говорил о необходимости войны, чтобы встряхнуть наше общество. Оно-де слишком благополучно…

В последнее время мы все чаще наблюдаем, как священнослужители освящают вооружение, позируют в красивых позах с пулеметами и ПЗРК. Недавно в Волгодонской епархии епископ благословил на ратные подвиги военных летчиков. Эти картинки мелькают в Рунете так часто, что стали восприниматься не как обычная часть массовки на военных сборах, а как тревожное веяние времени.

Сейчас председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества говорит о «священной войне», и эта метафора церковного златоуста тоже может быть понята буквально. В телевизионных ток-шоу, посвященных сирийской операции, уже прозвучала идея о том, что Сирия – якобы сакральная земля для русских христиан. По этой земле ходил апостол Петр, здесь совершала чудеса святая Фекла, место погребения которой под Дамаском осквернили исламисты. Патриарх Кирилл в своем заявлении по сирийской операции сказал о том, что от действий террористов страдают также обычные мусульмане, но его, кажется, не услышали слишком ярые поборники христианской исключительности, переводя политический конфликт в область религиозных войн, что чревато особыми сложностями.

Хотя, как уже было сказано, наши муфтии поддержали Россию, и некоторые даже выпустили фетвы против ИГ, но насколько весомо их мнение для массы отечественных мусульман-суннитов? В этом есть сомнения. Пропагандисты с той стороны невидимого фронта старательно убеждают наших сограждан в том, что Россия защищает «алавитский режим Асада» от суннитской оппозиции, а вовсе не борется с терроризмом. 

Не надо забывать, что во время пресловутой войны в Афганистане советские власти также работали с исламским общественным мнением. В 1980 году в Ташкенте при активном содействии советских мусульманских деятелей прошла международная исламская конференция, формально посвященная наступлению XV века хиджры – исхода правоверных из Мекки в Медину, с которого начинается исламское летоисчисление. Но переломить ситуацию в мусульманском мире СССР не удалось. Не хотелось бы и сейчас обострения отношений между религиями в России. Нет сомнений, что на такое развитие событий будут работать пропагандисты «Исламского государства».

Духовенство охотно вовлекается в политические и даже военные события нашего времени. Задача служителей религии – миротворить, а не умиротворять, участвуя в мобилизации общественного мнения. Тем более опасно звать на «священную войну». Не духовенство планирует военные операции, и не Церкви ручаться за их результат.

Андрей Мельников,

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 7 октября 2015 г.

Фото с сайта: viseparchia.ru

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования