Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": В РПЦ осудили нижнее белье с Иисусом и крестом. "Православные активисты" пожаловались на производителей трусов в Генпрократуру


Церковь «резко осуждает» производство и продажу нижнего белья, на котором изображены Иисус Христос, православный крест и другие религиозные символы. Такие товары сейчас продают как минимум три российских интернет-магазина. При этом активисты из Ассоциации православных экспертов уже обратились с просьбой вступить в борьбу с «греховным» бельем и к светским властям — Генпрокуратуре. 

«Кощунственное» белье — как мужское, так и женское — продается как минимум на трех интернет-площадках — tvoy-print.ru, futbolka.neformal.us, fabrikamaek.ru. Есть изображения Иисуса Христа с нимбом, с надписями Jesus my savior («Иисус — мой спаситель»), Jesus the king of kings («Иисус — король королей»), а также изображения православного креста и крестов других конфессий. Как рассказали в контакт-центрах магазинов, заказать белье можно и в одном экземпляре, и оптовой партией. Печать изображений — будь то Иисус Христос или картинка по выбору заказчика — происходит тут же, в «закрытом цеху».

— Это можно назвать ремейком того жуткого плаката, который использовался для привлечения людей в новосибирский театр, — говорит заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Русской православной церкви (РПЦ) священник Роман Багдасаров. — Там было всё откровеннее, здесь — в более мягкой форме, но сути это не меняет. Это кощунство и оскорбление религиозных символов для каждого верующего человека.

Напомним, в феврале 2015 года разгорелся скандал вокруг спектакля «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре. Действие оперы Рихарда Вагнера в новой постановке было перенесено в современность: главный герой предстал в образе режиссера, снявшего фильм о неизвестной, греховной жизни Иисуса Христа. На плакате, висевшем перед входом в театр, была изображена обнаженная женщина, а между ее ног — фигура Христа.

— Заявления о своей вере на верхней одежде — вполне допустимая ситуация, — отметил Роман Богдасаров.

Поэтому, скажем, толстовка с надписью «Один Бог мне судья» (если при этом на ней нет экстремистских призывов) не вызывает критики Церкви.

— Другое дело, когда религиозные символы — на нижнем белье или купальнике, — сказал он. — Это недопустимые вещи. Может быть, есть люди, которые не понимают опасность этой ситуации и считают, что можно любое изображение разместить в любом месте. Но у каждой вещи есть определенное предназначение. У нижнего белья вполне понятное предназначение. Здесь прямое оскорбительное для каждого христианина использование христианской символики.

По словам Романа Багдасарова, в патриархат поступали обращения от россиян на похожие темы.

— Был случай, когда граждане увидели где-то в Европе писсуары с отверстиями в виде креста, — сказал он. — Также нам сообщали о ботинках, на подошве которых были кресты. Получается, что тот, кто надевал эту обувь, наступал на изображение священного символа.

Активисты — Ассоциация православных экспертов — уже направили обращение по поводу нижнего белья на имя генерального прокурора Юрия Чайки. Они также сравнивают торговлю «кощунственным» бельем со скандальным «Тангейзером».

«Тогда прокуратура возбудила административные дела против режиссера спектакля и директора театра по ст. 5.26 Кодекса об административных правонарушениях РФ — за умышленное публичное осквернение знаков мировоззренческой символики, — сказано в обращении. — Считаем, что магазины, торгующие нижним бельем с изображением священных символов, также нарушают и нормы морали, и законодательство РФ. Просим проверить деятельность интернет-площадок и производителей нижнего белья на наличие нарушений действующего законодательства».

Напомним, в начале года было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора театра Бориса Мездрича и режиссера спектакля Тимофея Кулябина. Они обвинялись в «умышленном публичном осквернении религиозной или богослужебной литературы или предметов религиозного почитания». Но в марте суд закрыл дело в связи с отсутствием состава правонарушения. Мездрич и Кулябин были оправданы. При этом плакат при входе в театр завесили белой тряпкой.

По словам председателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константина Трапаидзе, для того чтобы определить, нарушают ли производители и продавцы белья законы, нужно назначить экспертизу с привлечением специалистов. Теоретически их действия могут квалифицироваться по ст. 148 Уголовного кодекса как «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Также может применяться статья КоАП об осквернении религиозных знаков.

Адвокат Алексей Глазунов, управляющий партнер Первой московской ассоциации адвокатов «Глазунов и партнеры» напомнил, что ранее бизнес, который использовал религиозные образы, не раз проигрывал возмущенной общественности. В 2003 году компания Marithe et Francois Girbaud разместила в Париже свои плакаты, изображавшие «женскую версию» легендарной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». На плакате были изображены Иисус Христос и апостолы, но их роли исполняли девушки. Две из них держали в руках полуголого юношу в приспущенных джинсах. Римская католическая церковь во Франции подала на компанию в суд и выиграла процесс. Рекламу судья назвал «агрессивным актом вмешательства в самые сокровенные верования людей». Плакаты были запрещены на территории Франции, а на компанию был наложен штраф.

В 2008 году жители Нижнего Новгорода обвинили Coca-Cola в размещении «кощунственной» рекламы на холодильниках, стоящих у ларьков. Внутри силуэта бутылки изображались православные храмы, причем и бутылка, и храмы были перевернуты. После того как православные активисты направили коллективное обращение в прокуратуру, компания приняла решение отказаться от такой рекламы. 

Как рассказал член совета Гильдии маркетологов Николас Коро, то, что сейчас осуждает РПЦ, — отголоски действий других конфессий.

— Работа с трендом «Иисус — клевый парень» в стрит-арте и фешн-направлении началась с конца 1970-х годов, — сказал он. — Практически параллельно, с разницей в 12 месяцев, были приняты решения по работе с молодежью внутри Римской католической церкви и в протестантских объединениях США. Было решено разговаривать с молодежью языком популярной музыки и уличного стрит-арта. Тогда появилось невероятное количество маек и принтов.

Светлана Башарова,

"ИЗВЕСТИЯ", 5 октября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования