Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

GLOBALRUS.RU: Богу Богово, а Уссу уссово. Политики Красноярска ведут борьбу за церковное благословение


Красноярские выборы — это один из традицонных для России видов экстремального политического спорта. Поклонники политической астрологии считают к тому же эти выборы показательными для политических тенденций в целом по России. Красноярск голосует так, как проголосует вся Россия, утверждают они и относятся к местной политике с повышенным вниманием.

Если принимать всерьез подобные гадания, то по результатам первого этапа предвыборной кампании становятся ясны две вещи относительно будущих общероссийских выборов. Вещь первая — в нынешней электоральной ситуации имеют значение только ставленники олигархических группировок, за которыми стоят большие деньги и чисто конкретные интересы. Любые политики с любых размеров символическим капиталом (будь то брат генерала Лебедя или знатный левый патриотический политик Сергей Глазьев) не имеют никаких шансов. Электоральная весомость кандидатов прямо пропорциональна объему вложений. Но эта черта неинтересная и ни о чем всерьез не говорящая — на федеральных выборах все может сложиться совершенно иначе.

Второе наблюдение над красноярскими выборами куда интересней — упорное стремление всех серьезных и малосерьезных кандидатов заручиться благословением Православной Церкви и столь же упорное нежелание церковных иерархов это благословение давать, отбиваясь формулировкой "Церковь вне политики".

Первой жертвой "церковного фактора" в кампании стал Александр Усс, бывший фаворит кампании, который, похоже, превратился в её главного "козла отпущения". Настоятель Свято-Покровского кафедрального собора Красноярска архимандрит Серафим (Брыскин) — маститый священнослужитель, известный в качестве духовника Анатолия Быкова, поставил первую подпись под обращением в пользу Усса под названием "Талантливый организатор", а затем выступал по телевидению с агитацией в пользу Усса. Кара последовала незамедлительно — архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов) лишил архимандрита последней патриаршей награды, при этом заявив, что "Церковь изначально аполитична", а архим. Серафим совершил "проступок-призыв, который прозвучал опрометчиво к уставу Церкви и бестактно по отношению к другим кандидатам". Примечательно, что еще год назад владыка Антоний был настроен по отношению к Уссу вполне благожелательно, а главное — отнюдь не был столь "аполитичен", заявляя перед выборами в Законодательное собрание края, что Церковь будет активно участвовать в них и что "нам небезразлично, какое у нас Законодательное собрание края и каким оно будет в будущем. Поэтому все наши верующие призываются нами участвовать активно в этих выборах". Впрочем, наблюдатели связывают позицию архиеп. Антония не столько с его аполитичностью, сколько с поддержкой другого кандидата — красноярского мэра Петра Пимашкова. В результате бедному Уссу, на которого и так со всех сторон сыплются шишки, приходится отвечать еще и за посягательства на аполитичность Церкви, выслушивая явно заказные насмешки типа "Богу Богово, а Уссу Уссово".

Тем временем Петр Пимашков спокойно себе благословляется от священников в красноярской провинции, начав свой визит в город Лесосибирск с посещения храма и выслушивания речи местного священника, объяснявшего, что благословен именно Пимашков, поскольку Церковь судит людей по делам и их праведным или неправедным поступкам, а по этому критерию именно красноярский мэр наиболее богоугоден.

Пока фавориты предвыборной гонки распределили между собой благословения основных фракций духовенства, кандидатам менее заметным приходится брать не качеством, а количеством — Александр Зберовский, например, решил не ограничивать свою духовную платформу только православием, взяв себе в союзники и ислам, и традиционный шаманизм народов Сибири и Заполярья, а вот на роль духовных противников назначены традицонные уже в таких случаях секты, с которыми только ленивый не обещает бороться и которые, несмотря на всю борьбу, от выборов к выборам укрепляют свое влияние.

Картина весьма показательна — "символический капитал" Православной Церкви кажется политикам все более привлекательным, и борьба за овладение им и его раздел между политическими фигурантами становятся важной составляющей предвыборной гонки. При этом сама РПЦ оказывается в исключительно сложном положении. С одной стороны — она формально аполитична. С другой — "аполитичность" — это отнюдь не обязательная догматическая и каноническая церковная позиция, церковным лидерам всегда приходилось вставать на ту или иную сторону в чисто политическом противостоянии и даже гражданских войнах. Св. Григорию Паламе пришлось даже провести несколько лет в византийской тюрьме ввиду поддержки им одной из сторон в гражданской войне престолонаследников.

Вопрос не столько в правомерности участия Церкви в политике, сколько в критериях, которыми должны пользоваться иерархи и священнослужители, вставая на ту или иную сторону. Сегодняшние критерии у "клерикальной общественности": субъективное "лишь бы человек хороший был", личные или групповые связи и т.д. -  никаких серьезных принципов за тем или иным выбором не просматривается. Ни один из выступающих на большой политической сцене политиков не хочет и не способен сформулировать программу, которую можно было бы назвать объективно церковной, а потому можно предположить, что и на будущих федеральных выборах Церковь будет говорить о полном нейтралитете, поддерживая тех или иных политиков и партии только украдкой.

Впрочем, с президентскими выборами все будет проще — в политической истории новейшей России еще не было случая, чтобы иерархия не поддержала "сущие власти".

Егор Холмогоров,

Портал GlobalRus.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования