Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ": Мирослав Маринович: «Украина потому имеет проблемы, что не продуцирует идеи, достойные начала ХХІ столетия»


Иногда на реализацию идеи требуется столетие. То, что начал в 1905 году митрополит Андрей Шептицкий (представил в австрийский парламент документы об учреждении католического университета в Украине), пришлось завершать современникам. 29 июня во Львове открылся первый на постсоветском пространстве католический университет. Ректорат Львовской богословской академии стал мозговым центром осуществления идеи УКУ, преодолевая правительственные преграды, оставшиеся в наследство от соцреализма. В свое время при патриархе УГКЦ работала комиссия, которая моделировала форму желаемой структуры высшего богословского образования в Украине. Поскольку сейчас ее нет, на эти вопросы могут ответить только инициаторы открытия УКУ. Одним из них является директор Института истории и общества ЛБА Мирослав Маринович.

— Господин Маринович, можете ли вы изложить суть идеи, которую вкладываете в понятие "Украинский католический университет"?

— Каждое слово этого названия - "Украинский католический университет" характеризует часть его миссии. Во-первых, "университет" - во Львове появится высшее учебное заведение, предоставляющее студентам возможность получить в Украине образование, которое предлагают сегодня католические университеты в мире.

Логичный переход ко второму слову "католический" декларирует умение представлять научные, сугубо академические идеи в том ракурсе, в котором их рассматривает религиозное мировоззрение. Мы не ставим перед собою цель, чтобы каждый выпускник УКУ был человеком верующим (конечно, хотим и мечтаем, чтобы так было, но это задача Церкви и совести каждого гражданина), а стремимся ввести высокие стандарты академического образования, которые успешно объединяют научное и христианское измерение образования.

В понятии "украинский" заложено стремление воспитать новую формацию граждан Украины: профессионалов с определенными моральными характеристиками, которые смогут решать задачи нашего национального бытия. У меня такое чувство, что Украина потому имеет проблемы и не пользуется уважением в мире, что не продуцирует идеи, достойные начала ХХІ столетия. Студенты католического университета будут изучать серьезные проблемы сегодняшнего дня и предлагать решения, отвечающие христианским ценностям.

Подытоживая, можно сказать следующее: в слове "университет" заложена цель воспитать профессионала, в "католическом" — идея того, что мы призваны воспитать выпускника, который будет понимать, как донести христианские ценности до практических потребностей общества, а в "украинском" — воспитать гражданина в высоком значении этого слова.

— Не видите ли противоречия в том, что в государстве, где преобладают православные, открывается католическое учебное заведение?

— Во-первых, противоречия могут быть только в том случае, если в католицизме видеть лишь узкоконфессионное понятие -антиправославие, что полностью противоречит духу католической церкви: соборному и вселенскому. И второе: под этим словом нужно понимать восточнокатолический, ведь УКУ - первый университет, где будет доминировать восточная христианская духовность (УГКЦ в документах Ватикана называют восточной католической церковью). Собственно, университет будет именно таким: соборным и открытым для других конфессий, своим экуменизмом утверждая значение слова "католический" как вселенский.

— Открытие УКУ вызывает много критических замечаний - от небольших масштабов учреждения (первый набор - 25 студентов) до того, что нет достаточно квалифицированных кадров для преподавания дисциплин, ведь в каждом университете должен быть свой профессорско-преподавательский состав.

— Если говорить о пессимистических взглядах, то идея возрождения ЛБА в начале 90-х выглядела полнейшей фантастикой и скептиков было значительно больше, чем сегодня критиков УКУ. Тогда это выглядело просто ребячьей забавой, в которую никто не верил. Вместе с тем, ЛБА утвердилась, заняла весомое место как во Львове, так и в Украине. Сегодня многие люди смотрят на УКУ примерно так же критически: воспринимают как институт, который еще не имеет под собою достаточно защищенного фундамента. Мне кажется, что выиграют только те, кто умеет смотреть вперед. Уже сегодня возвращаются в Украину специалисты в системе как богословских наук, так и исторических, получившие образование в ЛБА (или где-то еще в Украине) и усовершенствовавшие его на Западе. Этим людям нужны не просто места работы, а новые, престижные, великие задачи.

Поэтому, чтобы воз успешно двигался, нужно, чтобы конь стоял впереди и тянул его. Если не станете впереди, не сдвинетесь с места. Вот почему нужны люди, умеющие смотреть вперед, и структуры, которые будут задавать темп движения в будущем: новые идеи, новые плоскости бытия. Мне кажется, что ЛБА является достаточно динамичной структурой, чтобы поднять эту глыбу — создать УКУ. Не стоит надеяться, что это будет безболезненно или что не произойдет проблем — нет, конечно. Это требует большой работы: оттачивания административной структуры, всего механизма внутреннего бытия академии, которая перерастает в университет.

— Между тем можно говорить о социальном притеснении студентов-богословов: учась, они не имеют льгот на проезд в транспорте, получая хорошие знания, они не имеют диплома о высшем образовании...

— От студентов никто не скрывает того, что дипломы пока еще не признаются Украиной, но они имеют возможность продолжить научную деятельность за границей. Если говорить о ситуации с лицензированием богословия в Украине, то выполняем очень важную работу — ставим правительственные круги перед новой реальностью, с которой они обязаны считаться. Если бы мы ждали и просто писали письма в Министерство образования о том, что нужно, что мы хотели бы начать обучение, что мы хотели бы аккредитовать богословие, то это произошло бы очень нескоро, а то и вообще не произошло бы.

Я потому говорю о реалиях, что необходимо ставить правительственных чиновников Украины перед необходимостью переосмысливать существовавшие ранее подходы. Без давления ничего не получится, нет давления - нет отклика. Мы будем добиваться, чтобы была пересмотрена система мастрификации западных дипломов, потому что не представляем, чтобы в Украине не признавался диплом Гарварда. Во всем мире он признается и считается наиболее престижным, а Украина его не признает. По моему мнению, это абсолютный рудимент прошлых подходов. Каким же образом это можно изменить, если не приглашать преподавателей, закончивших такие вузы, и не ставить Министерство образования перед необходимостью изменять подходы.

— Не будут ли сталкиваться с такими же трудностями студенты УКУ?

— УКУ является частным университетом, признаваемым государством и где можно преподавать исключительно те предметы, которые имеются в перечне специальностей, утвержденных для высших учебных заведений. Здесь никогда не возникнет ситуация, когда будет предлагаться учебный курс, за который студенты не могут получить диплом. Такая ситуация может быть в ЛБА, которая пока не выдает дипломы государственного образца.

В католическом университете богословие будут преподавать только в том случае, если лицензируют этот предмет, иначе курс лекций будут читать лишь в ЛБА.

— Очевидно, чтобы реализовать такой крупный проект, необходимы добровольцы, которые взяли бы на себя все организационные вопросы и координировали работу. Чьи фамилии стоят за аббревиатурой УКУ?

— Для Львова и для Галичины УКУ - завершение почти столетних усилий, начатых митрополитом Андреем Шептицким и плодотворно развитых патриархом Иосифом Слепым, но не в Галичине, а в Италии. Эта идея не возникла в умах современников, она органично вырастала из потребностей нашей галицкой земли. Поэтому каждый, кто сегодня причастен к реализации проекта, ощущает себя не зачинателем, а продолжателем дела, начатого очень достойными фигурами.

Мы считаем почетной миссию, которую на себя взяли. Если говорить о конкретных инициаторах возрождения идеи, то это ректор ЛБА о. Борис Гудзяк и вице-ректор ЛБА о. Михаил Димид, но все это было бы невозможно без благословения Блаженнейшего Мирослава Ивана Кардинала Любачивского, сегодня - без благословения и поддержки Блаженнейшего Любомира Гузара. Наконец, наши инициативы поддержал и Папа Римский, который год назад освятил краеугольный камень тогда еще будущего, а сейчас уже современного Украинского католического университета.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования