Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ ЛЬВА РЕГЕЛЬСОНА: Теперь у Престола Божия появился новый молитвенник за Церковь и за весь мир. Воспоминания об отце Глебе Якунине


Сегодня утром, 25 декабря 2014 года, в отделении реанимации ЦКБ, ушел к Господу его верный и самоотверженный служитель протоиерей Глеб Якунин. Только благодаря тому, что Господь в самые тяжкие времена воздвигает таких подвижников веры, "врата адовы" так и не могут одолеть Его Святую Церковь.

Исполненный грозного пророческого духа в обличении духовного нечестия, он был кротчайшим и смиреннейшим человеком в отношениях с друзьями и ближними. И даже к тем, кого он обличал беспощадно, никогда не испытывал ненависти. Они знали об этом и втайне (а порой и явно) проявляли к нему искреннее уважение.

Теперь у Престола Божия появился новый молитвенник за Церковь и за весь мир, он стоит там рядом со своими соработниками в деле Божием: священниками Николаем Эшлиманом, Николаем Гайновым, Александром Менем, Павлом Адельгеймом, архиепископом Еромогеном (Голубевым) и другими, их же имена Ты, Господи, веси...

То, что Господь забрал о.Глеба в день Христианского праздника Рождества, само по себе очень знаменательно. Неверно говорят, что это якобы "католическое Рождество". Большинство Поместных Православных Церквей,
также как католики и протестанты на Западе, празднуют Рождество 25 декабря по новому стилю (по григорианскому или по ново-юлианскому календарю, которые в настоящий момент совпадают). По старому, Юлианскому, календарю Рождество празднуют лишь очень немногие. РПЦ/РПЦЗ, Сербская, Грузинская, Иерусалимская поместные церкви,старообрядцы, греки-старостильники и греко-католики. Отец Глеб относился к Католицизму с большой симпатией, не одобряя, впрочем, саму идею папской власти. Здесь на ФБ, в группе "Православие сегодня" недавно обсуждался вопрос о той решающей роли, которую сыграл о.Глеб в избрании "папы-антикоммуниста" Иоанна-Павла 2-го, написав письмо на Конклав с критикой восточной политики Ватикана.

Самая большая (хотя и неполная) подборка его трудов здесь: http://www.regels.org/Church-witnesses.htm

======================

Немного биографического...


Я познакомился с о. Глебом в беседке в саду о.Александра Меня, через несколько дней после того, как 3 сентября 1965 г. о.Александр крестил меня у себя в мансарде. Потом моим духовником стал о.Николай Эшлиман, ближайший в то время друг и соработник о.Глеба. В загородном доме о.Николая шла какая-то "таинственная деятельность": Эшлиман и Якунин с участием Феликса Карелина сотворяли прогремевшее на весь Христианский мир "Открытое письмо Патриарху Алексию". http://www.regels.org/Eschliman-Yakunine.htm

После этого письма к отцам стали приходить бывшие (и не только бывшие) "катакомбники", принося с собой сохраненные ими материалы и документы, обличающие узурпацию церковной власти митрополитом Сергием (Страгородским). 

Я принял участие в трудоемкой и кропотливой работе по разборке и анализу этих материалов - о.Глеб приносил их еще и еще. 

Впоследствии из этой работы выросла книга "Трагедия Русской Церкви. 1917-45" http://www.regels.org/Russian-Church.htm , а также сборник материалов по истории отношений Церкви и советского государства 
http://www.regels.org/documents.htm.
Все это делалось в постоянных обсуждениях с о. Глебом.

Вскоре после "Открытого Письма" о.Глеб активно участвовал в "домашней православной академии", главным преподавателем в которой был Феликс Карелин, делившийся с нами своими обширными познаниями, приобретенными из многочисленных бесед в лагерях со священниками и богословами не только православными, но и других конфессий. Регулярные, как минимум, еженедельные, встречи продолжались с 1966 по 1973 гг. Отец Глеб, хотя и участвовал в обсуждениях, но его активность не позволяла ему долго сидеть на месте: он приходил, высказывался на тему, потом уходил, добывая для нас необходимую литературу (которую тогда было нелегко достать) и вообще взял на себя все "материальное обеспечение".

После "Открытого письма" благодарное приходское духовенство щедро обеспечивало отцов необходимыми средствами - совершенно неожиданный эффект этой акции. 

Новый этап общения с о.Глебом - работа над следующим церковным документом: "Обращение к Церковному Собору 1971 г. по поводу новоявленного лжеучения митр. Никодима (Ротова)". О.Глеб в работе активно участвовал, но не стал подписывать письмо, поскольку уже был под синодальным "запрещением", а по канонам, от запрещенных клириков "жалобы" не принимаются. 

Наконец, период нашей наибольшей близости начался с момента изгнания Солженицына в 1974 году, когда мы с о.Глебом, не сговариваясь, каждый отдельно выступили с протестами в адрес власти. В течение последующих нескольких лет мы написали примерно 14 совместных обращений и заявлений, самым нашумевшим из которых было "Обращение к 5 Ассамблее ВСЦ в Найроби" - о подрывной работе КГБ в экуменическом движенииhttp://www.regels.org/Appeal-to-Nairoby-Assambly.htm

Потом наши пути надолго разошлись: я ушел из политики, тогда как о.Глеб погрузился в нее еще более. После освобождения из ссылки по личному распоряжению Горбачева, о.Глеб стал депутатом Верховного Совета в 1990-93 гг. Там он занимался главным образом вопросом о свободе совести. Именно он добился принятия "Закона о свободе вероисповеданий". 

Об этой стороне его деятельности лучше расскажут те, кто были с ним рядом в это время. От себя добавлю лишь одну деталь. Впоследствии о.Глеб, вспоминая об этом, говорил: "Один у меня тяжкий грех перед Господом - я добился открытия множества монастырей... Я же не знал, что они превратятся в такую клоаку... Теперь вот каюсь." 

Последний этап сближения с о.Глебом был связан с его деятельностью по созданию АПЦ - "Апостолькой Православной Церкви", такой формы церковной организации, в которой не будут повторяться пороки синодально-патриархийной бюрократической системы. 

Он сам нашел меня в 2007 г. и пригласил к участию в работе: многие вопросы приходилось решать заново, но с опорой на исторический опыт Церкви. И это продолжалось уже до конца. Мы с о.Романом Южаковым регулярно общались с ним, последний полноценный разговор произошел накануне того дня, как его увезли в реанимацию...

Больше я о.Глеба уже не видел - в реанимацию посторонних не пускают, хотя о Роман Южаков с помощью родственников добился разрешения на соборование.

Рассказал, что через взгляд о.Глеб проявил осмысленную реакцию. Молодой врач в реанимации познакомился с его биографией и был в трепете - какого великого человека он лечит. Сказал, что он в своей практике не встречал человека, который бы так мужественно переносил физическую боль.
И вот - он отмучился, и душа его, как Божья птица, вспорхнула к Господу...

БЛОГ ЛЬВА РЕГЕЛЬСОНА, 25 декабря 2014 года

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования