Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО": Митрополит Сурожский Антоний: «Церковь станет единой, когда христиане станут христианами». На конференции, посвященной 100-летию со дня рождения архиерея, были представлены новые материалы о его отношении к экуменизму


 Новые материалы из архива митрополита Сурожского Антония, проливающие свет на его отношение к проблеме преодоления христианского разделения, были представлены 25 сентября на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения архиерея. «Церковь станет единой, - как бы примитивно и абсурдно это ни звучало, - когда христиане станут христианами», - в этой фразе как бы суммируется опыт пастырской деятельности и богословской мысли митрополита Антония Сурожского в отношении соединения Церквей, считает Елена Садовникова – духовная дочь митрополита Антония, которая перевела и обработала часть архивных материалов по данной теме.

По словам докладчицы, существуют десятки, если не сотни выступлений митрополита Антония и материалов, отражающих его обширную экуменическую деятельность на протяжении более полувека. Для создателя и главы православной епархии на Британских островах проблема разделенности Церквей являлась предметом ежедневной заботы, как в собственной жизни, так и в пастырском служении. Е. Садовникова называет две важных особенности положения митрополита: он жил в странах (Франция, Англия), где главенствующими являлись иные христианские Церкви, а кроме того, проповедовал православие на территории страны, в которой возраст христианства на тысячелетие больше, чем в России.

Докладчица затронула основные события в жизни митрополита Антония, которые повлияли на формирование его экуменической позиции. Детские психологические травмы (юного Андрея Блума не приняли в католическую школу, предложив сменить вероисповедание), казалось бы, не располагали к межхристианскому общению. Но впечатления времени Второй мировой войны и участия в движении Французского Сопротивления заставили его переосмыслить отношение к конфессиональным различиям: как свидетельствовал митрополит в своих воспоминаниях, ему приходилось окормлять физически (в качестве военного хирурга) и духовно и разных христиан, и не христиан.

Оказавшись после войны в Англии, игумен Антоний постоянно взаимодействовал с инославными. «Создавая в течение 54 лет православную епархию на канонической территории Англиканской Церкви, он не только смог выстроить дружеские отношения с господствующей Церковью, но и завоевать особое уважение и доверие у ее глав - несколько последовательно сменявшихся архиепископов и представителей», -- подтверждение этого Е. Садовникова нашла в документах, хранящихся в Архиве библиотеки Ламбетского дворца. Об активной деятельности, направленной на диалог между христианами, свидетельствуют собранные в архиве документы о регулярных приглашениях митрополита Антония на межконфессиональные конференции, в протестантские и католические колледжи, в католические монастыри и т.д., рецензии и отклики, а также переписка с представителями Англиканской Церкви. Накануне кончины, в 2003г., он был удостоен высшей награды Англиканской Церкви – Никейского креста.

Е. Садовникова подчеркнула, что митрополит Антоний не спешил принимать в православие лиц иной конфессии. «Он требовал верности той Церкви, которая открыла человеку Христа в первую очередь… Обязательным было требование согласовать переход в православие с членами семьи. Так, одна из духовных дочерей митрополита Антония свидетельствует, что он потребовал личной встречи с ее детьми 10 и 12 лет и, только убедившись в их сочувствии, принял мать в православие».

Богословское обоснование экуменических воззрений митрополита Антония следует искать в его экклезиологии, продолжила докладчица. «Стремление к единству вложил в нас Сам Бог, и именно Он, а не человеческие усилия, дарует, в конечном итоге, это единение», -- говорил митрополит Антоний в одной из лекций. Он утверждал, что понимание единства непосредственно связано с тринитарным богословием: «Понять отношения лиц Святой Троицы возможно только из опыта единства,… который является отражением Святой Троицы в человеческих отношениях».

Однако в экуменических собраниях православный митрополит не раз предупреждал, что само единство может превратиться в идола. По его словам, цель состоит вовсе не в единении как таковом. «Цель духовной жизни - это истина, а истина – это не что-то, а Кто-то», -- приводит Е. Садовникова слова митрополита Антония, подчеркивающие Христоцентричность его позиции. Он также обращал внимание на то, что совместное участие христиан разных конфессий в социальном служении, в делах милосердия играет существенную роль в сближении. Но социальное служение может стать и препятствием, если оно заслоняет собой глубинные основы единения, «общую устремленность ко Христу».

Автор доклада отметила твердое убеждение митрополита Антония о невозможности совместного причащения представителей разделенных Церквей, о чем он не раз говорил. «Евхаристия – таинство, которое должно увенчать соединение, люди не могут подойти к Престолу вместе с намерением после совместного причащения разойтись в разные стороны. Престол – не перекресток расходящихся путей», – суммирует Е. Садовникова позицию митрополита Антония.

Ощущая разобщенность христиан как вопрос временного человеческого порядка, а не Божественное установление, митрополит Антоний подчеркивал, что «разделенность и враждебность присутствуют одновременно с жертвенной любовью Сына Божиего и святых, просиявших в разделенных Церквях». Завершая доклад, Е. Садовникова отметила, что изучение многочисленных бесед и проповедей митрополита Антония, произнесенных на английском и французском языках, сулит исследователям и богословам много интересных открытий.

Юлия Зайцева,

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО", 29 сентября 2014 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования