Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Далай-лама обнаружил перерождение России. Cамая резкая оценка деятельности президента России Владимира Путина, когда-либо дававшаяся религиозным лидером


Возможно, самая резкая оценка деятельности президента России Владимира Путина, когда-либо дававшаяся религиозным лидером, прозвучала 6 сентября из уст XIV Далай-ламы Тэнцзина Гьямцхо. Глава тибетских буддистов не только назвал руководителя нашей страны "человеком, сконцентрированным на самом себе", но и предрек "самоубийственные" последствия политики "изоляции", которую якобы проводит Кремль. Далай-лама сделал и заявление, которого от него никто не ждал: тенденция к развитию прав и свобод в Китае гораздо более благоприятная, чем в России. Лидер тибетских буддистов продемонстрировал, что стремится к примирению с Пекином, но при этом чрезвычайно рассержен на Москву.

Обсуждение характера российской политики изначально не входило в круг тем, предложенных журналистами немецкого издания Die Welt Далай-ламе, считающемуся воплощением бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Организаторов интервью более интересовало отношение 79-летнего духовного лидера к Пекину, заявляющему о своем праве назначать Далай-лам и, в частности, преемника Тэнцзина Гьямцхо. Тибето-китайские отношения обсуждались в мировых СМИ и потому, что в сентябре духовному лидеру отказала в визе Южная Африка. Официальный Пекин приветствовал это решение, которое рассматривает в качестве акта солидарности внутри объединения БРИКС.

Организаторы интервью с Далай-ламой имели все основания рассчитывать, что тот выступит с критикой в адрес руководителя КНР Си Цзиньпина, но результат оказался противоположным. Далай-лама заявил о позитивных переменах, происходящих в наши дни в Китае, а резкую характеристику получил от духовного лица совсем другой политик – Владимир Путин.

"Господин Путин был сперва президентом, потом премьер-министром и снова президентом. Это немного слишком и показывает его очень эгоцентричное отношение: я! я! я! В этом-то и кроется корень всех проблем", – считает Гьямцхо. "Мы привыкли к тому, что Берлинская стена пала. Теперь президент Путин, кажется, хочет отстроить ее заново. Но он вредит своей собственной стране. Изоляция – это самоубийство для России", – сказал самый известный в мире буддистский лидер.

Противопоставление между политикой Китая и России стало ключевой темой интервью Далай-ламы. В КНР, по словам духовного лидера, "началась новая эра" с приходом к власти Си Цзиньпина, который "назвал буддизм важной частью китайской культуры". Нового руководителя Тэнцзин Гьямцхо охарактеризовал как "мужественного человека", ведущего борьбу с коррупцией. Противниками Си Цзиньпина Далай-лама считает "старые кадры" в партийной элите КПК.

"Председатель Си Цзиньпин хочет создать более гармоничное общество, чем то, что существовало при его предшественнике Ху Цзиньтао. Теперь задача состоит в том, чтобы современная мировая общественность помогла Китаю стать демократической страной – такой, где соблюдаются права человека, установлены верховенство права и свобода прессы", – сказал духовный лидер. В ответ на вопрос журналистов  Welt, согласен ли Далай-лама возвратиться в Тибет, глава буддистов заявил, что это обязательно произойдет.

Высказывания тибетского религиозного лидера, в особенности та их часть, которая касается российского политического курса, поставили в тупик некоторых из его приверженцев в РФ. Официальный представитель Далай-ламы в нашей стране доктор Нгаванг Рабгьял заявил, что "Его Святейшество не имел злого умысла, а лишь как гражданин мира воспользовался правом свободы слова. При этом у нас высокое мнение о России и ее народе. Россия – великая страна и у нас с ней давние исторические и духовные связи".

Российский буддолог Александр Терентьев, участвовавший в организации визита Далай-ламы в нашу страну в 2004 году, заявил "НГР", что не считает выступление Тэнцзина Гьямцхо признаком перемен в его отношении к России: "Далай-лама любил и очень любит нашу страну". Преподаватель Центра изучения религий РГГУ Александр Агаджанян считает, что за действиями Далай-ламы стоят политические причины. "Речь идет о намеке Пекину, что духовный лидер готов смягчить свою позицию и отказаться от политической роли или политического аспекта своего авторитета", – считает эксперт.

Готовность протянуть руку дружбы Пекину, продолжающему преследования его сторонников, Далай-лама подтвердил, сделав заявление, ставшее сенсацией в мире тибетского буддизма. Духовный лидер выразил мнение, что его собственный сан "отжил свое" и нуждается в упразднении. "На протяжении 500 лет у нас были Далай-ламы. Нынешний Далай-лама популярен. Давайте же закончим на популярном Далай-ламе", – предложил он. "В противном случае мы можем получить слабого Далай-ламу".

Реакция ближайшего окружения религиозного лидера показывает, что решение на этот счет еще не принято. Секретарь Далай-ламы Ринзин Чоекяпа заявил, что вопрос о судьбе духовного института будет рассмотрен вновь, когда нынешнему лидеру исполнится 90 лет. В тибетском правительстве в изгнании заключили, что высказывание Тэнцзина Гьямцхо было вырвано из контекста: тот якобы заявил, что решение вопроса о его преемнике будет передоверено всему народу. В учреждении отрицают даже сенсационный характер недавнего выступления Далай-ламы.

Китайские власти, к которым, согласно мнению большинства наблюдателей, были обращены высказывания Далай-ламы, сдержанно восприняли заявления Тэнцзина Гьямцхо. Официальный представитель КНР Хуа Чунъин заявила, что Пекин осуждает намерение Далай-ламы упразднить свой сан и не станет принимать его позицию в расчет. "Когда Тэнцзин Гьямцхо умрет, его преемник будет определен в соответствии с установленной религиозной процедурой и историческим обычаем", – подчеркнула Хуа. Близкий к официальным кругам профессор Китайской академии социальных наук Цин Юнчжан выразил сходную мысль иначе: "Тибетский буддизм не принадлежит Далай-ламе, и тот не может отменить практику перерождений, существовавшую в течение пяти столетий, одним своим словом".

Несмотря на недоброжелательную реакцию КНР, тибетские лидеры продолжают заявлять, что надеются на сближение с Пекином. Представитель Далай-ламы в Индии Тампа Церинг рассказал СМИ, что рассчитывает на якобы имеющее место дружеское расположение Си Цзиньпина к Тибету: "Новый лидер заявлял о необходимости внимания и уважения к тибетской культуре. Это имеет значение, поскольку раньше китайские власти говорили только о ее так называемом развитии. Кроме того, отец председателя Си Чжунсюн написал биографию Панчен-ламы". Панчен-лама – второй по рангу лидер в иерархии тибетского буддизма школы Гелуг. 

Правда, в настоящее время Панчен-лама XI Гьялцэна Норба, "назначенный" Пекином, проживает в Китае, а признанный Далай-ламой Гедун Чокьи Ньима пропал без вести. Отец нынешнего председателя КНР написал биографию X Панчен-ламы.

Нельзя исключать, что решение Далай-ламы вновь поднять вопрос о своем преемнике имеет некоторое отношение к государственному визиту Си Цзиньпина в Индию, намеченному на 17–19 сентября с.г. Тибетское правительство в изгнании, учреждения которого находятся на территории этой страны, призвали Дели поднять вопрос о Тибете в ходе переговоров с Пекином. По совпадению или нет, именно сейчас в Индии открылась сессия тибетского парламента в изгнании, собирающаяся на две недели дважды в год. Депутаты уже обратились к Пекину с просьбой направить их представителю приглашение для посещения КНР. Из заявления парламентариев следует, что они готовы смягчить риторику в отношении Пекина. Китайские власти, однако, не дают понять, что стремятся к переговорам.

Буддологи Запада подчеркивают, что Пекин намерен по-прежнему настаивать на своих полномочиях по избранию Далай-лам, которое профессор университета Индианы (США) Элиот Сперлинг  сближает со стремлением манипулировать тибетцами. По словам ученого, "китайцы хотят Далай-ламу, но им нужен их собственный Далай-лама".

Исследователь из университета Абердина в Шотландии Мартин Миллс утверждает, что исторические прецеденты воздействия китайских императоров на избрание Далай-лам существенно преувеличиваются Пекином, несмотря на то что именно из императорского дворца традиционно приносили золотую урну для голосования лам. Право китайских императоров вмешиваться в выборы Далай-ламы, по словам эксперта, было тесно связано с принадлежностью тогдашних правителей Поднебесной к буддизму и потому в наши дни может быть поставлено под сомнение. О неприемлемости вмешательства небуддистов в дела буддистов продолжают заявлять и в окружении самого Тэнцзина Гьямцхо.

Российский буддолог Александр Агаджанян, отвечая на вопрос "НГР", заявил, что Далай-лама волен сделать свой выбор, в том числе и в отношении перерождения, в широких рамках имеющихся у него возможностей: "Далай-лама и некоторые другие высшие тулку (очередные перевоплощения святых в буддизме. – "НГР") считаются полностью просветленными и потому полностью контролирующими свое перерождение; он вправе переродиться в качестве нового Далай-ламы, но может – и в любой другой форме. Например, в качестве бодхисаттвы, остающегося в мире до тех пор, пока в нем есть страдание".

Александр Терентьев выразил нехарактерное для его коллег мнение, что исчезновение института Далай-лам потенциально может быть невыгодно Пекину, поскольку приведет к усилению второстепенных, но при этом радикальных буддийских лидеров. В случае если это допущение верно, предложение Тэнцзина Гьямцхо можно рассматривать как такую уступку, которая несет в себе и намек на угрозу, а именно: указывает на возможность с течением времени радикализовать Тибет.

Игорь Гашков,
"НГ-РЕЛИГИИ", 17 сентября 2014 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования