Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ВЕБПЛАНЕТА": Электронный редут ислама


На Ближнем Востоке можно встретить два типа интернет-кафе. В одних посетители сидят спиной к стене, а в других наоборот. Порядок расстановки мебели не стоит недооценивать: если ваш монитор смотрит в стену, это автоматически означает, что никто не заглянет сзади через плечо. Другими словами, таков негласный способ обозначить, что владельцы кафе спокойно относятся к порнографии.

Постыдное поведение интернет-пользователей давно беспокоит религиозных лидеров ислама. Некий знаток из Саудовской Аравии даже утверждает, будто разгул веб-порнографии был предсказан Пророком в числе прочих зол, которые захватят мир накануне судного дня, пишет британская газета Guardian.

Предполагается, что именно по религиозным причинам Министерство телекоммуникаций Йемена в июне ввело ограничения, регулирующие деятельность интернет-кафе. Владельцы получили указание развернуть экраны в зал, а загородки между индивидуальными местами ликвидировать. Также было предписано расклеить на стенах "моральное предписание".

По данным газеты Yemen Observer, 265 столичных кафе немедленно столкнулись с падением уровня дохода на 50%, некоторым даже пришлось закрыться. Тем временем, представители данного бизнеса организовали объединение для защиты собственных интересов. Участники его пошли на хитрость: они сопротивляются устранению перегородок, доказывая, что это нарушит женские права. Боковые стенки, утверждают они, позволяют женщинам находиться отдельно от мужчин, как предписывает исламская традиция.

Министерство телекоммуникации видит зерно истины в подобном заявлении, поэтому ищет альтернативное решение. И все же в такое беспокойство о женских правах никто не верит.

Однако "безнравственное использование" лишь часть общей картины. Мусульмане всего мира — даже те, что стараются вести аскетический образ жизни, которого придерживался Пророк — скоро освоили необходимые технические навыки и используют Сеть для религиозных нужд. Еще интересней то, что до недавнего времени почти невозможно было создать веб-страницу на арабском, поэтому сайты появлялись в основном англоязычные, то есть на иностранном языке для большинства приверженцев ислама.

Религиозная деятельность мусульман в Сети рассматривается в новой книге Гери Банта (Gary Bunt) "Ислам в век цифровых технологий". Доктор Бант, преподаватель факультета теологии Лампетерского университета в Уэльсе, проводит исследования по теме "Киберислам".

Когда три года назад был опубликован "Виртуальный Ислам", первая книга Банта, предмет казался интересным, однако узкоспециализированным. Последующие же события (подъем Палестинской автономии, трагедия 11 сентября) придали проблеме новое звучание, и это отражено в следующей книге. Размышления в ней вращаются вокруг двух аспектов: онлайн-фатвы и е-джихад.

Традиционный джихад включает в себя различные направления (это не только вооруженная борьба, как считает большинство), и то же самое можно сказать об электронном. Первый уровень — это пропаганда. Сеть используется активистами для распространения идей и взглядов исламистов. Второй уровень — это разнообразная вредная деятельность, например, взломы. Третий же связан с коммуникативными возможностями, предоставляемыми Сетью. Она может быть средством рассылки кодированных инструкций участникам Аль-Каиды.

Опасность интернета состоит в том, что здесь кто угодно может, выступив в качестве авторитетного лица, предложить свою интерпретацию сур Корана, слов Пророка, опубликовать любые религиозные предписания — фатвы.

Очевидно, что феномен киберислама будет развиваться и дальше, так что доктору Банту и другим исследователям предстоит большая работа. Пока невозможно установить степень влияния явления на рядовых мусульман. Популярность интернета, и вообще компьютеров, крайне невелика в исламских странах. Два года назад, согласно отчету ООН, подключение имели 0,6% всего арабского населения. Для сравнения, в Соединенных Штата доступ к интернету имели 54,3% жителей. Другое исследование, проведенное в 1999 году, свидетельствовало о том, что в Турции к услугам Сети прибегают 3-4% граждан, а в Пакистане — 0,5%.

Имея на руках эти цифры, можно предположить, что в среднем количество пользователей в мусульманском мире возросло до 1%. При общей численности в один миллиард человек это будет около 10 миллионов — аудитория, конечно, значительная, но все же несравнимая с армией почитателей спутниковых каналов, как, например, Al-Jazeera.

Юлия Дакина

15 августа 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования