Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"РПЦЗ-официальный сайт": Отношения Русской Православной Церкви и властей в 20-30-е годы


На официальном сайте Русской Православной Церкви Московского Патриархата (http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr207196.htm) опубликован отчет о семинаре по отношениям Русской Православной Церкви и власти в 20-30-е годы, тесно касающийся вопроса взаимоотношения между РПЦ Московской Патриархии и Русской Православной Церкви заграницей. Семинар был организован Синодальной Богословской комиссией и ОВЦС МП и прошел 27 мая 2002 г. Протокол конференции утвержден Синодом РПЦ МП 18 июля 2002 г.

К сожалению, данная богословская конференция, касаясь вопроса взаимоотношения РПЦ Московской Патриархии и Русской Православной Церкви заграницей, не рассмотрела и не учла следующие важные мысли, которые всегда были главными и определяющими для Русской Православной Церкви заграницей в ее отношении к РПЦ Московской Патриархии.

1. Митрополит Сергий не был Первоиерархом Русской Церкви, но имел лишь полномочия от Первоиерарха митрополита Петра Крутицкого по ведению текущих дел. Сам Первоиерарх митрополит Петр вместе с двумя другими местоблюстителями опротестовал некоторые действия митр. Сергия, в том числе и создание Синода Московской Патриархии. Разорвавшие общение с митр. Сергием оставались в общении с митр. Петром, таким образом, они отделялись не от всей Русской Церкви, а лишь от той Ее части, которая допустила погрешения канонического и нравственного характера.

2. Синод Московской Патриархии, образованный не Собором всей Русской Церкви и даже не указом Первоиерарха Русской Церкви митрополита Петра Крутицкого, а решением одного митр. Сергия, не имевшего учредительных прав, является высшей церковной властью лишь над теми епархиями, приходами и общинами, которые находятся в его ведении, но не над всей Русской Православной Церковью, включающей в себя и Зарубежную Церковь. Приходы Русской Православной Церкви заграницей в России и приходы ИПЦ не нарушают каноническую территорию Русской Православной Церкви, поскольку сами принадлежат к другой части Поместной Русской Церкви и в своем каноническом положении следуют многим Новомученикам и Исповедникам Российским.

3. Русской Православной Церкви заграницей обличала митр. Сергия и Московскую Патриархию не за стремление наладить отношения с государством, а за согласие на порабощение Церкви со стороны власти и за требование поддерживать власть по совести. События 1927 года повлекли за собой передачу власти в Церкви безбожникам, главная цель которых – искоренение веры. Этим был нарушен один из основных принципов Церкви – Ее Богодарованная свобода от враждебных Ей сил.

4. Русская Православная Церковь заграницей и отделившиеся от митр. Сергия отвергали не сам принцип перемещения епископов, а тот факт, что эти перемещения осуществлялись по указанию богоборцев в их интересах.

5. Решения и воззвания Соборов Русской Православной Церкви заграницей, направленные против коммунизма, были не политическими выступлениями, а выступлениями по основополагающим религиозным и духовно-нравственным вопросам. Для Православной Церкви богоборческий коммунизм – это антихристианство, а не пустая политика.

6. Взаимоотношения Русской Православной Церкви заграницей с властями Германии и прочих стран всегда строились на основе свободы и независимости Русской Православной Церкви заграницей от этих властей, в отличие от порабощенного положения руководства РПЦ МП со стороны советской власти.

7. Русская Православная Церковь заграницей оказалась в некотором роде обособленной от Поместных Церквей единственно по причине усилий в этом направлении со стороны советской власти и понуждаемого ею руководства РПЦ МП, поэтому упреки в обособленности Русской Православной Церкви заграницей от Поместных Церквей должны по справедливости обращаться на советскую власть и исполнителей ее воли.

Из пункта 4 семинара ОВЦС: "Прещения, наложенные митрополитом Сергием, не носили характера церковно-судебных приговоров, а являлись предсудебными решениями, действующими в соответствии с канонами до производства суда, что и было подтверждено последующей канонизацией некоторых из подвергнутых прещениям (в том числе некоторых из так называемых "непоминающих")."

Прекрасные слова! Другими словами прещения митр. Сергия на иерархов ИПЦ и Русской Православной Церкви заграницей не были прещениями правильными, всецерковно признанными. Можно даже сказать, что их просто не было.

Из пункта 15 семинара ОВЦС: "опасения, связанные с тем, что митрополит Сергий и его преемники на Московской Первосвятительской кафедре в чем-то погрешили против правды Христовой, не могут быть развеяны посредством чисто исторических или канонических аргументов. Речь идет о суде христианской совести, но этот суд призваны осуществлять все христиане — как "зарубежные", так и "отечественные"."

Тоже прекрасные слова! Это же признание, что опровергнуть обвинения в адрес митр. Сергия невозможно! Можно лишь говорить о силе обвинений или о снисхождении.

В конце документа, однако, шаг назад. В последней фразе слова: "воссоединения зарубежных церковных общин с Церковью-Матерью"

Но ведь в Братском Послании Синода МП говорится, что чада Русской Православной Церкви заграницей уже есть чада Матери-Церкви, то есть что Матерь-Церковь – это не только РПЦ МП, но вся Русская Церковь, то есть и Русская Православная Церковь заграницей и ИПЦ.

Диакон Николай Савченко

Оригинал документа: http://www.russianorthodoxchurch.ws/Istoria/utochneniesavchenkoovts.semin


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования