Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Пастырь добрый. Ушел из жизни митрополит Антоний Сурожский


Поздним вечером 4 августа в лондонском хосписе скончался один из старейших русских иерархов, митрополит Сурожский Антоний (Блум). Ему шел 90-й год; позади был колоссальный жизненный путь. О том, что владыка давно и неизлечимо болеет, было известно. Тем не менее, эта новость обожжет сознание нескольких поколений россиян, прежде всего принадлежащих к образованному сословию. И не только православных.

Сын российского консула в Персии, племянник Скрябина, европейский изгнанник конца 10-х, парижский эмигрант начала 20-х, затем хирург и тайный монах, участник Сопротивления, с 1948-го - священник, с 1957-го - епископ, с 1966-го - митрополит... Сказать, что жизнь митрополита Антония "наложилась" на узловые моменты XX века - значит, ничего не сказать. Русский XX век и был веком Антония. Владыка пропустил через себя жутковатый опыт столетия, переплавил, очистил и предложил окружающим в виде проповеди христианских ценностей в окончательно расхристанном мире.

Проповедь эта была свободной, то веселой, то суровой до предельной жесткости, то мягкой до ласки. Открытой всем - включая атеистов. (Глотком воздуха стали в 70 года для тысяч советских интеллигентов его диалоги на BBC с неверующим радиожурналистом Максимом Гольдбергом). Но при том проповедь его не была угодливой, жертвующей главным ради мнимого мира с оппонентом. Да на самом деле внятные оппоненты и не нуждаются в излишней уступчивости; они хотят одного - чтобы их услышали и им ответили.

Собственно, толька два дела делал митрополит в этой, теперь оставленной им, жизни. Слышал - и отвечал, говорил - и слушал. Говорил с с людьми - и с Богом. Слушал Бога - и людей. Таких, какие есть, а не таких, какими их хотелось бы видеть. А других и не бывает. Как не бывает другого Бога. Сейчас, когда в голосах проповедников православного благочестия все чаще звучат нейтронные нотки, когда кажется - еще чуть-чуть, и нас, нераскаянных грешников, сметут с лица земли, чтоб не портили пейзажа, невероятно истинно звучит его энергичный и любящий голос. Голос, бесконечно собеседующий на самые важные, отнюдь не только богословские темы.

Записи этих бесед, равно как книга "Школа молитвы", распространялись сначала в самиздате, затем типографским способом... Говорят, никто не может поверить в Бога, если не встретит на своем пути человека, в чьих глазах увидит отблеск вечности. Таким человеком был митрополит Антоний.

Для нас. И не только. Когда он начал свое служение в Англии, русское православие там было не просто маргинально; можно сказать, что его вообще не было. Теперь, ПОСЛЕ Антония, русское православие в Англии стало также и английским (что, судя по всему, многим не нравится). Оно распространяется вширь и вглубь, причем без переманивания "инославных", без малейшего прозелитизма. Когда нынешние англикане, недовольные бесконечными компромиссами своей церковной иерархии с расцерковленным миром, хотят перейти на православную почву, им предлагают обождать - и обдумать свое решение... Иногда они сохраняют решимость, иногда - нет.

Вообще, мысленно возвращаясь из Лондона в Москву, из Англии в Россиию, приходится признать: фраза Бродского "Входит некто православный,/ Говорит: теперь я главный" применительно к 90-м годам была, увы, справедлива. Но касалась она кого угодно, только не владыки Антония. Потому что он входил и ничего о себе не говорил. Каждый и так видел, кто - главный.

Царствие ему Небесное.

Александр Архангельский

6 августа 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования