Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": Вера в городового. Борис Фаликов о том, почему в России появилась религия макаронного монстра


Пародийные религии, появившиеся на Западе, процветают в основном в студенческой среде как критика вызывающих недоумение и раздражение у молодежи сторон религиозной жизни. РПЦ в последнее время действует методами протестантских фундаменталистов, и в ответ на это в Россию пришла высмеивающая такие методы Церковь летающего макаронного монстра.

Летающий макаронный монстр долетел до Москвы. Адепты диковинного божества — пастафариане, — нарядившись в пиратские тельняшки и банданы, а кто и с дуршлагом на голове, отправились в сад «Эрмитаж» совершать ритуальное действо. То есть поедать пасту с пивом. Но не тут-то было. Стойкие ревнители православия вначале попробовали облить их кетчупом (не самая удачная приправа к макаронам), а потом прибегли к более привычному методу борьбы с ересью — вызвали ОМОН. Макаронно-пивную акцию быстро пресекли, и со страниц полицейских протоколов повеяло ветерком безумия: участников прогулки в «Эрмитаж» задерживали за несанкционированное выкрикивание лозунга «монстр макаронный». К ветерку все давно привыкли. Гораздо интереснее другое: почему пародийный двойник РПЦ МП — Русская пастафарианская церковь Макаронного пастриархата — возникла у нас именно сейчас?

Пастафарианство (ироничный гибрид пасты и растафарианства) — одна из многочисленных пародийных религий, которые с конца прошлого столетия стали появляться на Западе. Тут и Церковь невидимого розового единорога, и Церковь недогения, и Дискордианизм. Самые смешные — порождение профессиональных острословов. Вряд ли кто-нибудь из поклонников «Симпсонов» забудет Западное отделение Американской реформированной церкви пресвилютеранства, которое откололось от католичества, либерально разрешив верующим посещать службы с мокрыми волосами. А старшее поколение наверняка помнит о бокононизме из воннегутовской «Колыбели для кошки», с удовольствием признающем ложность своих догматов.

Сейчас пародийные религии возникают в основном в студенческой среде и стремительно распространяются через интернет. Их цель — критика тех сторон религиозной жизни, которые вызывают недоумение и раздражение у молодежи. Они уморительно смешные, но вовсе не легкомысленные.

Идея летающего макаронного монстра возникла в голове выпускника Орегонского университета Бобби Хендерсона в 2005 году, когда он узнал, что Канзасский комитет по образованию решил ввести в школьную программу курс «Разумного замысла», современной версии креационизма, прикрытой флером респектабельной научности. Тут-то начитанный Хендерсон вспомнил о «чайнике» Бертрана Рассела. Знаменитый философ как-то обмолвился, что можно уверовать и в фарфоровый чайник, летающий вокруг Солнца между Землей и Марсом. Причем эта вера будет мало отличаться от веры в бога, существование которого, как и наличие чайника, ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Вот и Хендерсон не стал подвергать сомнению веру в «Разумный замысел», а предложил на роль творца макаронного монстра. Тот тоже имеет полное право на место в школьной программе, поскольку сторонники «Замысла», стараясь сохранить «научную» объективность, не называют бога по имени.

Новый творец пришелся современным вольнодумцам по душе: дешевые тефтели с макаронами под пиво — любимое блюдо американского студенчества. И не случайно основной чертой пастафарианского рая стал вулкан, извергающий вместо лавы пиво. Церковь поднялась на идее Хендерсона как на дрожжах — вначале на его сайте, а потом и в реальной жизни. Основная икона была списана со знаменитой фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, только вместо Иеговы рядом с Адамом зависает симпатичный монстр с двумя мужественными тефтельками между болтающихся макаронин. Однако наряду с незатейливым юмором в стиле «физики шутят» (Хендерсон в университете изучал именно эту дисциплину), в новой религии есть острые шпильки в адрес протестантских фундаменталистов — основного объекта «монструозной» насмешки.

К примеру, те без устали повторяют, что череда природных катастроф, обрушившихся на человечество, — результат того, что оно отвернулось от бога. Вот он и карает грешников. Пастафариане с этим не спорят, но выдвигают свою версию. Макаронный монстр наказывает человечество за то, что оно извело его верных адептов — пиратов. Скажем, глобальное потепление — прямое следствие упадка пиратства. Недаром оно менее всего заметно там, где пираты еще пиратствуют — у берегов тропической Африки. Фундаменталисты привязывают бога к миру с помощью незамысловатых причинно-следственных отношений. И адепты пророка Бобби с удовольствием делают то же самое, доводя слепую веру до абсурда. Так что пиратская атрибутика — это не только веселый карнавал. Дуршлаг на голове тоже неспроста. На водительские права в ряде штатов можно фотографироваться в религиозных головных уборах. Это что за непонятная привилегия, и чем дуршлаг в таком случае хуже федоры или тюрбана?

Становится ясно, почему из всех пародийных религий на российской почве приживается именно эта. Потому что общественная и политическая активизация РПЦ в последние годы, как это ни удивительно, проводится методами, заимствованными из арсенала протестантского фундаментализма. Каков вызов, таков и ответ.

Но с одной существенной разницей — арсенал этот почти вековой давности. Нашим школьным программам навязывается примитивный креационизм, который в Америке воевал с теорией эволюции еще в двадцатые годы прошлого века. Теория «разумного замысла», по крайней мере внешне, пытается уподобиться науке, а то, что предлагает православие, и не пытается. Поэтому, когда фундаменталистское крыло РПЦ опирается на устаревший американский опыт борьбы с наукой, это выходит у него весьма нелепо. А вот у свободомыслящей молодежи опора на американский же опыт борьбы с обскурантизмом получается вполне органично. Ведь он гораздо современней.

Почему же в Америке фундаменталисты отступают и ведут арьергардные бои, а наши одерживают одну победу за другой? Причин несколько, назову две: низкий уровень образования по стране в целом (и прежде всего у православной публики) плюс позиция нынешней российской власти. Если в США государство играет в «культурных войнах» роль нейтрального арбитра, то у нас оно явно подыгрывает РПЦ. Поэтому ревнители православия не столько обливали пастафариан кетчупом (это, скорее, из арсенала самих насмешников), сколько в лучших отечественных традициях апеллировали к городовому. В уверенности, что тот поможет. Он и помог.

Борис Фаликов,

"ГАЗЕТА.RU", 26 августа 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования