Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Военных священников оставят в армии на договоре. Решение по каждому капеллану будет принимать лично министр обороны


В новом Руководстве по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации, которое сейчас дорабатывается в Минобороны, сохранится существующее правило приема священнослужителей на должность помощника командира. Они останутся без погон, но с армейской зарплатой и штатной должностью.

— Решение о приеме священнослужителя на должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими принимает министр обороны, но трудовой договор с ним заключает непосредственно командир, — рассказал «Известиям» начальник управления по работе с верующими военнослужащими (УРВВ) Минобороны Борис Лукичев. — Мы представляем в министерство документы кандидата на эту должность, их просматривает главное управление кадров, а потом утверждает министр обороны. Его согласие становится  основанием для заключения трудового договора.

— Это штатная должность, оплачиваемая из казны Министерства обороны, — пояснил протоиерей Сергей Привалов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. — Она является духовной, но предполагает подчинение священнослужителя командиру.

Разрабатываемое ныне в военном ведомстве руководство придет на смену существующему Положению по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации о службе священников в армии. Оно должно получить правовую оценку и тогда будет представлено Сергею Шойгу. Ожидается, что его подпишут уже в нынешнем году.

— Это принципиально другой документ, в нем раскрывается всё содержание работы с верующими в армии, — рассказал Лукичев. — В нем прописаны должностные обязанности военных священников, порядок их взаимоотношений  с командирами, порядок назначения на должность. Да и тем командирам, которые далеки от веры, будет понятно, как работать с верующими подчиненными.

На 20 страницах текста формата А4 уместился весь уклад работы с верующими военнослужащими, начиная от общих положений и заканчивая участием священников в учениях. Подчеркивается, что участие военнослужащих в религиозных обрядах и церемониях является добровольным, а командир не вправе принуждать солдат посещать войсковые храмы. Оговорено взаимное уважение и сотрудничество между представителями различных конфессий — батюшкам предписано не ссориться с муллами.

— Статус священнослужителя в армии определяется его церковным саном и должностью помощника командира соединения, — говорит Лукичев. — Но больше всего, конечно, важны его личные качества, умение общаться с людьми. Наши батюшки легко находят общий язык с командирами, ведь они, как правило, работали в этой части и до назначения.

Требования к батюшкам серьезные. Они «должны быть профессионально подготовленными специалистами, обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно планировать, организовывать и проводить работу по укреплению духовно-нравственных основ военнослужащих». Военный священник должен быть гражданином России, не иметь двойного гражданства, судимости, необходим уровень образования не ниже среднего.

Помимо этого помощник командира должен пройти медицинскую комиссию, а также специальную военную подготовку. Она проводится на базе одного из ближайших военных вузов в течение двух месяцев и включает курс лекций по военным дисциплинам и практические занятия на полигоне.

Разграничена в документе и материальная ответственность между командиром и священником. Первый должен обеспечить надлежащее помещение для совершения религиозных обрядов, а второй отвечает за приобретение религиозной утвари и других культовых предметов. 

Новые правила не предписывают, как обращаться к военному священнику и надо ли отдавать ему воинскую честь. Обращение осталось прежним: «батюшка», «отец» (некоторые командиры, у которых сложились хорошие отношения со своими помощниками, называют их «батя»), в официальных случаях — «Ваше преподобие», «Ваше преосвященство». Козырять священнику не нужно, а вот приложиться к руке не запрещается. Среди негласных разрешений — наличие помощника из числа военнослужащих срочной службы, который помогает священнику при проведении богослужений.

Сейчас в Министерстве обороны на должностях помощника командира соединения (дивизия-бригада) по работе с верующими военнослужащими служат 80 православных, два мусульманских и один буддистский священнослужитель. При штате 250 человек этого явно недостаточно. В результате, например, когда нынешним летом зенитно-ракетная бригада из-под Екатеринбурга, где вакантна должность священника, направлялась на учебные стрельбы на полигон Ашулук в Астраханской области, православные верующие попросили «одолжить» батюшку в соседней воинской части. Отец Вячеслав с радостью согласился на такую командировку, а освященные им ракеты точно попали в цель.

В военном госпитале в Ростове-на-Дону обратная ситуация: на протяжении многих лет там работает отец Михаил вместе со своей матушкой, которая возродила при лечебном заведении группу сестер милосердия, но должности для него там нет. В госпитале она не положена по штату, и в штабе Южного военного округа никак не могут перебросить для него должность священника из другой воинской части.

Виктор Сокиро,

"ИЗВЕСТИЯ", 22 августа 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования