Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПОЛИТ.РУ": Символическая скрепа славянской интеграции. Общие праздники, общие привязки к сакральному хороши и работают, когда есть общий вектор, общая социальная и культурная база трех народов


Крест Андрея Первозванного, который недавно привезли из греческих Патр, наконец обретает окончательный символический и идейный контекст. Президент и глава РПЦ МП прибудут 27 июля в Киев с этой святыней для того, чтобы явить распадающемуся славянскому единству видимую духовную скрепу. Старая идея Александра Солженицына, высказанная им еще в 1990-м г. и звучащая как «пусть распадается все, но не единство славянских народов», долго была голословным призывом. Украинская незалежность, Оранжевая революция, режим «Батьки» Лукашенко – слишком много всего произошло. И вот теперь, вспомнив положительный опыт советского празднования 1000-летия Крещения Руси, было решено повторить это уже в Киеве, придав празднованию вид едва ли не «воссоединения братьев». Причем залп решено произвести из всех орудий: и андреевская святыня, и президент России, и патриарх РПЦ. Зачем и почему такая мобилизация?

Недавно мы говорили о православном маркетинге – описании мира вокруг сакрального в категориях рынка. Здесь мы также видим повод для такого рассуждения. Очевидный запрос российской власти на интеграцию и роль интегратора, которую примерило на себя российское руководство, нуждаются в оформлении через символику. Привязка к сакральному времени и собрание народов вокруг таких привязок и есть та «скрепа», которой скрепляют славянские народы, связанные общим прошлым, известным как «Крещение Руси».

Для неровного счета

Может сложиться неверное представление, что обстоятельства памятного события известны практически поминутно. Но это, вообще говоря, не так. Ипатьевский список «Повести временных лет», конечно, упоминает дату очень приблизительно, так, что определить день и даже год трудно. Известно, что крещение произошло даже не в водах Днепра, а в водах речки Почайны (сейчас это Почайнинская улица на Подоле), хотя «Повесть» явно говорит о днепровских водах:

«В лето 6496 … Володимиръ посла послы своя по всему граду, глаголя: «Аще не обрящеться кто заутра на рѣцѣ, богатъ ли, убогь, или нищь, или работенъ — противникъ мнѣ да будеть». И се слышавше, людье с радостью идяху, радующеся и глаголаху: «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояри прияли». Наутрѣя же изииде Володимѣръ с попы цесарицины и корсуньскыми на Днѣпръ, и снидеся без числа людий, и влѣзоша вь воду и стояху ови до шеѣ, а другии до персий, младѣи же по перси от берега, друзии же младенци держаще, свѣршении же бродяху, поповѣ же, стояще, молитвы творяху. И бяше видити: радость велика на небеси и на земли, толико душь спасаемых…»

Этот год может соответствовать 988, 990 или даже 991, Лаврентьевская летопись сообщает, что произошло это в 912 г., термин же «Крещение Руси» изобрел Татищев, слегка модифицировав выражение ПВЛ «крещение земли русской». Что же касается даты и тем более утверждений, «в этот именно день», то к истории 10 в. это утверждение отношения не имеет. Эта дата – дата памяти князя Владимира. И именно ее произвольно решили считать датой крещения или, точнее, массового погружения плохо понимавших суть дела киян в воды Почайны.

Эта дата и этот праздник не имеют церковного характера просто потому, что рамка его чисто политическая, несмотря на то, что Крещение Руси – важное событие в истории христианства.

Имперская схема

Странная дата юбилея показывает, что такой неровный счет неспроста. Впервые задумали праздновать этот праздник в 1888 г. при Александре III, который, как известно, не был чужд русского народного духа и даже завел обычай носить бороды, продержавшийся аж до большевиков. Тогда было решено с помпой отпраздновать новопридуманный юбилей. По мысли одного из главных идеологов нового праздника обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева, новый праздник должен был объединить всех русских патриотов России, Великой, Малой и Белой. В торжественной речи на праздновании в Киеве этот знаменитый муж, известный как своими черносотенными симпатиями, так и переводческими и административными трудами, писал: «из грубого рассеянного языка славянского возникло великое государство, выросло народное сознание, собралась земля русская через Киев в Москву»!

Таким образом, праздник с самого начала приобрел, помимо очевидных киевских, еще и московские имперские обертоны. И можно сказать, что он легитимизировал идею преемства Москвы, что сейчас вызывает протесты украинских националистов. Имперская схема состоит в том, что события 10 в. в Киеве привели к возникновению особой общности славянских народов, которая и положила основание Российской империи. Это новое празднество фактически стало символом объединения русских, украинцев и белорусов в одно государство и надеждой на возвращение Галиции обратно в Российскую Империю. Победоносцев восклицает: «В терпении надеемся мы и веруем, что придет час, когда все, отторгнутые от нее насилием, воссоединены будут любовью!». Духовная скрепа этого соединения была явлена по всем правилам символического оформления: как праздник и как ритуальное отнесение к священной истории.

В новейшее время идея торжественного празднования воскресла в новых условиях уже как связующий фактор для народов, без отсылки к политическим союзам. Несмотря на имперский подтекст, 1020-летие праздновалось в Киеве с 10 по 19 июля 2008 года на церковном и государственном уровнях; в торжествах приняли участие Вселенский Патриарх Варфоломей I и московский Патриарх Алексий II. А «День крещения Киевской Руси — Украины» объявлен государственным праздником Украины.

Цена символической интеграции

Итак, в качестве символического оформления новой интеграции предложен ежегодный праздник с очевидным церковно-политическим смыслом. Станет ли он настоящим праздником? Это зависит от того, как договорятся лидеры трех стран. Пути России, Украины и Белоруссии разошлись довольно серьезно, но и не настолько, чтобы интеграцию можно было бы забыть. Президент России везет в Киев символ единства – Крест апостола Андрея, который, по одной из версий легенды, дошел до Киева в своих миссионерских путешествиях и даже «заложил основы православия» на Руси. Символическая часть будет выполнена: приглашены представители «всего православия», есть готовая интегрирующая святыня. Однако практически все может оказаться сложнее: в Украине не одна, а четыре православные церкви, причем местная никак не может получить автокефалию, что ставит ее в неблагоприятное положение. Кроме того, у интеграции есть экономическая сторона, это экспорт углеводородов и цены на них. А в этом вопросе Россия не очень хочет идти на компромиссы, ибо наполняемость бюджета завязана на цены на нефть и газ. Едва ли символическая «скрепа» снимет эти вопросы с повестки дня. Скорее всего, символический штурм будет сопровождаться интересными экономическими предложениями для партнеров.

Возвращаясь к теме православного маркетинга, заметим, что для выгодной продажи интеграции использован символический капитал православной традиции, но маркетинговые действия в пользу покупки рискуют оказаться «маркетинговой близорукостью». Дело в том, что помимо экономических выгод от снижения цены на углеводороды интеграция с Россией ничего не даст братским славянам. Границы открыты и так, в рамках пограничного союза, а задачу европеизации, которая стоит перед Украиной, Россия едва ли способна помочь решить. В случае же Белоруссии у общества существует объективный спрос на демократизацию режима власти, а у власти – на сохранение статус-кво. Россия тут вряд ли поможет даже при наличии газа с нефтью. В России достаточно своих проблем и больших национальных задач, которые еще не решены. Когда Россия сможет выйти в культурный и идейный авангард, еще трудно сказать. Общие праздники, общие привязки к сакральному хороши и работают, когда есть общий вектор, общая социальная и культурная база трех народов. В Российской империи она была, была она еще и в 1988 г. в СССР. Сейчас ее надо выстраивать заново. Надо, чтобы было чего скреплять символическими «скрепами».

Алексей Муравьев,

"ПОЛИТ.РУ", 26 июля 2013 г.

На фото: Крест Андрея Первозванного. Фото: pravmir.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования