Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЯ ДЛЯ ВСЕХ": Как РПЦ МП вмешивается в дела других государств. Празднуя 1025-летие Крещения Руси, Патриарх Кирилл (Гундяев) раскритиковал руководство Сербии


Московская патриархия и лично г-н Владимир Гундяев (Кирилл, патриарх РПЦ) приложили немало стараний к тому, чтобы их мнение воспринималось всеми в мире как мнение самой авторитетной общественной организации России. Поэтому, когда В. Гундяев вместо граждан РФ (которых без спроса считает своим "стадом") поучает другие суверенные страны, трудно поверить, что он высказывает при этом лишь своё частное мнение.

"Руководству Сербии не хватает принципиальности"

Инцидент, весьма показательный для отношения наших клерикальных охранителей к своим православным "братушкам" на Балканах, произошёл на прошлой неделе. Во время визита в Москву патриарха сербского Иринея и его встречи с главой РПЦ, последний раскритиковал позицию светских властей сербского государства в косовском вопросе. Заметьте, что не сербский патриарх приехал в Москву жаловаться на белградские власти по данному поводу, а В.М. Гундяев (патриарх московский Кирилл) лично затронул этот вопрос, если верить сообщению Московской патриархии.

Вот что сообщила служба коммуникации Отдела внешних церковных связей РПЦ: "Святейший Патриарх Кирилл выразил солидарность с неоднократно высказанной Предстоятелем, Священным Архиерейским Собором и Синодом Сербской Церкви позицией по косовскому вопросу, отметив: "Мы с сожалением констатируем, что политическому руководству Сербии не хватает сегодня этой принципиальности, и считаем, что оно должно прислушиваться к голосу Сербской Православной Церкви, а не игнорировать его, тем более публично".

Далее произошли следующие любопытные события. Официальный сайт Сербской православной церкви в отчёте о встрече двух патриархов не упомянул цитированных слов патриарха Кирилла. Он не сообщил, что на встрече обсуждались какие-либо политические вопросы. В известных кругах здесь это вызвало бурю негодования: как, мол, сербы посмели не рассказать миру о словах, сказанных нашим патриархом! В черносотенной "Русской народной линии" появилась заметка "Как сербский церковный писарь поправил русского патриарха". Всё это показательно как для отношения черносотенцев к "братским православным" народам, так и в целом для политической психологии Московской патриархии.


Москва защищает сербского патриарха?

Весьма возможно, что данная часть высказывания В. Гундяева появилась на сайте РПЦ не без ведома сербского первоиерарха. Можно предположить, хотя утверждать это не берусь, что именно таким образом — устами московского патриарха — глава СПЦ пытается повлиять на власти собственной страны, чтобы те заняли более решительную позицию в вопросе, действительно важном для значительной части населения Сербии — о правах своих соотечественников в Косово. Вполне очевидно при этом, что сайт СПЦ не стал упоминать этих высказываний патриарха Кирилла, дабы не ставить в неудобное положение патриарха Иринея перед властями Сербии.

Потому что иначе получается непривлекательная картина: глава одной из религиозных организаций России высказывает, без всякого на то спроса и повода, главе крупнейшей религиозной организации Сербии недовольство политикой сербского государства. Лояльный гражданин в такой ситуации должен, по идее, обратить внимание на неуместность подобной публичной критики гражданином другого государства, даже если он по существу вопроса с такой критикой согласен. Но этого не последовало.

Внешне выглядит так, что патриарх Ириней действительно приехал в Москву для получения моральной поддержки в политическом конфликте СПЦ с собственным государством. Подчеркну, что Московская патриархия изобразила данное событие именно в таком ключе. Скорее всего, так оно и было на самом деле. Тем более, что никаких протестов со стороны СПЦ в адрес РПЦ о неправильном освещении хода визита Иринея в Москву, насколько известно, не последовало. Однако совершенно понятно нежелание медийной службы СПЦ педалировать этот момент внутри Сербии.

Казалось бы, те, кто здесь искренне желают, чтобы солидарная позиция обеих братских церквей — Сербской и Русской — по косовскому вопросу повлияла на политику властей в Белграде, должны поддержать усилия СПЦ по смягчению любых возможных негативных эффектов там от открытой публикации высказывания московского патриарха. Ведь кому в Белграде было нужно, те уже ознакомились с его речью на сайте РПЦ (тем более, что эту новость сразу же растиражировали отечественные СМИ), или из собственных эксклюзивных источников. Лишний раз акцентировать на этом внимание, да ещё обвинять пресс-службу СПЦ в утаивании информации о беседе двух патриархов, значит, в этих условиях, сводить на нет возможное позитивное дипломатическое воздействие общей позиции двух церквей.


Личная дипломатия Владимира Гундяева?

Конечно, РПЦ официально не обратила внимание на то, что сайт СПЦ не опубликовал неудобный отрывок речи патриарха Кирилла, так как подобное обращение было бы не в её интересах, равно как и не в интересах Сербской церкви. А черносотенцы в очередной раз выступили по отношению к любимой ими РПЦ МПв роли того услужливого дурака, который, как известно, хуже всякого врага.

Всё-таки вопрос о том, действительно ли В. Гундяев выступил с критикой сербского государственного руководства по просьбе своего сербского коллеги, не может считаться решённым. Слишком неоднозначной может оказаться реакция сербской общественности на такое откровенное вмешательство РПЦ в дела суверенной страны. Весьма возможно, что он выступил по собственной инициативе (будучи убеждён, конечно, что поступает на пользу братской Сербской церкви). К этой мысли автора склоняют следующие соображения.

Формально, конечно, В. Гундяев вправе высказать любое отношение к политике любого иностранного государства. Ведь он, по закону, всего лишь глава одной из религиозных общин в многоконфессиональном светском государстве. Однако многочисленные высказывания Гундяева и других руководителей РПЦ рангом пониже, вся практика нынешней МП явно демонстрируют, что и он сам, и его коллеги по организации претендуют на роли духовных вождей Российской Федерации. Кроме того, прекрасно понимают, что и за рубежом их никто отдельно от Кремля не воспринимает. Здесь уж они сами изрядно постарались.


Почему официальную Россию не любят на Балканах

Имидж РПЦ таков, что она рассматривается любыми её зарубежными партнёрами именно как ветвь официальной власти РФ, озвучивающая те аспекты позиции этой власти, которые по тем или иным причинам неудобно озвучивать светским политикам. И это обстоятельство налагает особую ответственность на главу РПЦ. Вряд ли стоит сомневаться, что в данном эпизоде мы имеем дело не с "частным мнением господина Гундяева", а с попыткой Москвы политически воздействовать на Белград.

Кто-то скажет, что это хорошо. Мол, великая держава на то и великая, чтобы использовать различные рычаги внешнеполитического влияния. В том числе и по церковным каналам. Повторяю, что не берусь этически оценивать приводимые факты. Тем более, что для сторонников такого великодержавного воздействия высшим "этическим" критерием служит практический государственный успех. Вот и оценим перспективы этой политики с точки зрения прагматизма.

Задумывались ли наши клерикальные охранители над тем, почему официальную Россию не любили и не любят на Балканах, что сто лет тому назад, что сейчас? Русских как людей уважают, привечают, а вот Российское государство стабильно не любят? Да вот из-за этого самого великодержавного снобизма, позволяющего имперским бюрократам, церковным иерархам и черносотенцам видеть в остальных православных народах каких-то "братьев меньших", которых следует поучать, наставлять, а порой третировать как потенциальных имперских подданных.

Охранители в принципе не способны уважать выбор народа — ни своего собственного, ни, тем более, чужого. Им невдомёк, что большинство граждан той же Сербии свободно (без чуровского ЦИК!) избрало нынешнюю власть Сербии — ту самую, которую московский патриарх берётся критиковать за... несоответствие мнению сербского народа! Ему здесь, в Даниловском монастыре, виднее, чего хотят сербы. А наши охранители потом ещё и удивляются, как удивлялись они больше ста лет назад, тому, что и Сербия, и Болгария после освобождения от турецкого ига не стали послушными вассалами самодержавия, а повели собственную независимую национальную политику.

Ярослав Бутаков,

"РОССИЯ ДЛЯ ВСЕХ", 27 июля 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования