Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КРЕСТОВСКИЙ МОСТ": Если молодежь не придет в храмы, мы вымрем. Игумен Сергий (Рыбко) о скандальной акции на Триумфальной и проблемах работы с молодёжью


Что произошло на Триумфальной

Недавно в Москве состоялась акция движения "Православный корпус веры" во главе с Борисом Якеменко, которая вызвала большой резонанс и очень противоречивые оценки. Сами организаторы считали, что это миссионерский фестиваль. Они раздавали на Триумфальной площади книги и майки с православной символикой, готовили постные блюда, пели песни о вере. Но тут же предлагалось поиграть в компьютерную игру на тему кощунственной выходки в храме Христа Спасителя, демонстрировались сомнительного характера иконы, был вывешен список "врагов православия". Акцию критиковали с разных сторон. Одни назвали происшедшее "прокремлёвской атакой на либералов". С другой стороны, и в церковных кругах акция не получила одобрения. Прозвучали упрёки в излишнем постмодернизме и неразборчивости в средствах.

Среди людей, причастных к проведению акции, звучало имя игумена Сергия (Рыбко). Мы и спросили его об этом.

— Отец Сергий, как вы оценили эту акцию, ведь из слов Бориса Якеменко можно заключить, что вы причастны к её организации?

— Нет, это совсем не так. С Борисом Григорьевичем у нас отношения достаточно длительные. Он меня ещё на Селигер приглашал, когда там проводили сборы "Наши". И я по благословению Святейшего Патриарха туда ездил вместе с клириками нашего храма. Считаю, мы достаточно успешно вели миссию среди молодых людей, которые там собирались, — хорошие юные души, многие из провинции. А кто они по убеждениям, взглядам — меня мало волновало. Как говорил Антоний Сурожский, если мне в аду кафедру поставят — буду там проповедовать. Я ведь и среди рокеров проповедовал, и среди "нашистов". Лишь бы люди к Богу пришли, все они — Божии создания.

Так вот, в этот раз Борис Григорьевич рассказал мне, что есть намерение возродить "Православный корпус" — уже не в рамках движения "Наши", а отдельно. И предполагается акция на площади, где будет раздаваться литература, будут музыкальные выступления, мастер­класс постных блюд. Он со мной не консультировался, не брал благословения, просто изложил намерения и попросил выделить для участия кого­то из наших священников, из сестричества. Священники не смогли, а три сестры поучаствовали. По его описанию это походило на то, что было на Селигере. Я предположил, что всё будет нормально. А когда всё совершилось, то пришёл в большое недоумение. Вся эта игра в "пусси райот", где жирные попы бегают. И на Святейшего Патриарха какие­то странные намёки. И на меня, кстати, тоже — я там упоминаюсь в виде "игумена Сергия Вобло". Вообще игра эта совершенно не христианская, не православная.

Впрочем, однозначно осудить эту акцию я не могу. Были там и положительные моменты: люди задавали вопросы и получали ответы, беседовали с сёстрами нашими на серьёзные темы, брали книги, майки с православной символикой. В этом тоже ничего плохого не вижу — нужно искать формы работы, близкие современной молодёжи.

Но отношения к этой акции я не имел ни как духовник, ни как инициатор или организатор. Просто по старой дружбе с Борисом Григорьевичем попросил сестёр ему помочь, не зная всей ситуации. Сейчас он на меня ссылается, явно преувеличивая мою роль, и это не очень красиво.

Конечно, я считаю, что такого рода акции должны проходить с благословения священноначалия. Если в большом городе, то с благословения хотя бы викарного епископа.

— А Церковь-­то готова искать формы работы с молодёжью, близкие ей и понятные?

— Это очень большая проблема. У нас плохо ведётся миссия среди молодых людей. Многие батюшки просто панически боятся молодёжи, им куда проще общаться с бабушками и спонсорами. А ведь потребность в церковном слове очень велика в молодёжной среде. Я много общаюсь с современными ребятами, бываю с проповедями на рок­концертах, в молодёжных клубах и могу об этом судить. В большинстве своём молодые люди относятся к православию с огромным уважением. Но считают, что Церковь их не понимает. И в этом есть резон. Многое из того, что является для современной молодёжи предметом уважения, некоторыми представителями Церкви отвергается, охаивается совершенно безосновательно. Борис Гребенщиков в одной из песен пел: "Где б найти такого священника, который говорил бы не мне, а со мной". Вот менторство и отталкивает молодёжь. Ведь чтобы тебя слушали, ты должен заслужить уважение. А священник часто считает, что только за священный сан его уже должны уважать. Но на молодёжь это не действует. Для неё ты — просто человек, одетый в рясу, может быть, образованный, начитанный, но чтобы тебя начали слушать, изволь что­то такое из себя представлять. Ещё очень важно по­человечески общаться с молодыми людьми, чайку попить, о нуждах их расспросить и так далее.

— Вы ведь тоже приходили к вере, когда считались неформалом, хиппи, что на вас подействовало?

— Тогда было другое время. Я попал к священникам, которые прошли войну. Они понимали всё. У меня тогда была манера везде сидеть на полу — в троллейбусах, в метро, электричках. Ну и в храме на пол садился. Так мне никто слова в упрёк не сказал. Может, юродивым считали. Бабушки печенье с канона давали, что было не лишним — потому что всегда был голодным. И никто не сделал ни разу замечания, что я не так одет, что длинные волосы, ленточка на голове. Со мной просто разговаривали. Я спрашивал — мне отвечали. Единственный конфликт с наместником произошёл. Пришёл к нему на исповедь, и он меня так менторски стал допрашивать, что я ушёл и отправился на литургию молиться. Но это единственный случай, остальные со мной разговаривали нормально. Вообще тогда любой молодой человек был желанен в Церкви. Его окружали радостью.

И сейчас так надо. У нас просто выхода другого нет. Если молодёжь не придёт, то вымрем потихонечку. Но чтобы к нам пришли молодые, мы должны к ним идти. И они нас ждут. А то, что иногда можно услышать: "Все сами должны когда­нибудь к вере прийти", — это ересь. Мы верим в Апостольскую Церковь. Апостолы шли по миру, а не ждали, когда к ним придут в Иерусалим.

Беседовал Валерий Коновалов,

"КРЕСТОВСКИЙ МОСТ", июль 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования