Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ОНЛАЙН-812": «Не церковь сливается у нас с государством, а государство стало церковью». Тверской суд Москвы провозгласил первый приговор мертвому человеку в Европе за последние десять веков


Когда судья Тверского суда Москвы Игорь Алисов провозгласил, что суд находит в действиях покойного Сергея Магнитского признаки преступления, Уильям Браудер, заочно приговоренный в рамках того же дела к девяти годам колонии, заявил из Лондона: это первый приговор мертвому человеку в Европе за последние десять веков.

Повеяло историей. В памяти всплыл суд, учиненный папой Стефаном VI над покойным папой Формозом. Тогда труп папы, пролежавший в могиле девять месяцев, эксгумировали, усадили на трон и подвергли допросу (вместо трупа, подражая голосу покойного, отвечал прятавшийся за троном дьякон). По результатам этого разбирательства Формоза признали виновным в чем было нужно, аннулировали все его указы и отрубили пальцы, которыми тот некогда совершал крестное знамение. По завершении судилища тело бывшего папы проволокли по Риму, а потом закопали в братской могиле для чужеземцев.

С Магнитским, в принципе, поступили примерно так же. Поскольку он умер в тюрьме до суда, считать его виновным нет оснований (имеется такая штука, презумпция невиновности). Хуже того: есть основания считать других виновными в его смерти; и то, что эти другие – вовсе не тюремные медики, на которых все повесили, тоже есть подозрения. Никаких папских эдиктов Магнитский, конечно, не принимал, но по совокупности всего случившегося акт имени Магнитского (о запрете на въезд в США российским чиновникам, часть из которых не называется) принял Конгресс США, и отменить этот акт российской власти было бы очень желательно.

Труп выкапывать, конечно, не стали (не такие теперь времена), но виновным в уклонении от уплаты налогов провозгласили. На суде за Магнитского молчал назначенный ему для соблюдения процедуры адвокат (реальный адвокат, представляющий интересы семьи покойного, участвовать отказался). Но суть же не в словах. Суть в том, теперь законным образом установлено, что Магнитский – вор, и потому названный в его честь американский закон – тоже воровской и незаконный. На основании чего фигурирующие в списке Магнитского чиновники могут теперь требовать пустить их в США и вернуть капиталы.

Соблазнительно, конечно, вспоминать, что суд на трупом папы Формоза вызывал отвращение среди римской черни. Она взбунтовалась, папу Стефана VI в результате посадили в темницу, где вскоре его задушил человек, пожелавший остаться неизвестным. Но надежды на гнев народный в наших реалиях чаще всего бесплодны, поэтому имеет смысл обратить внимание на другой аспект "трупного синода": судилище это было церковным. А церковные суды над мертвыми – за отступление от веры – не прекращались в Европе довольно долго. Во Франции, например, конец этой практике положила только революция.

Удивительно, почему мысль о схожести российской государственности с церковным аппаратом до сих пор не приходила никому в голову. Это не церковь сливается у нас с государством, как не устают повторять антиклерикалы и я в том числе. Это государство стало церковью, превратило граждан в прихожан, одаривает их раз в месяц просфорами в виде зарплат и пенсий и требует беспрекословного повиновения, исправной уплаты десятины (то есть тринадцатины) и регулярных покаяний.

Истинный бог этой церкви – большие деньги; деньги эти едины в трех лицах: нефти, газа и дающих им жизнь святых недр, едины и неделимы. Во главе церковной иерархии стоит непогрешимый президент, но каждый служитель подчиняется своему непосредственному начальнику, а тот своему, так что сбоя вертикаль не дает. РПЦ есть лишь один из приходов этой Единой Российской Церкви. Ее прихожане тоже веруют в деньги и устраивают в Москве на Триумфальной площади фестивали, чтобы "сообща найти ответ на актуальнейший вопрос „Почему православным быть выгодно".

Всего этого заочно осужденный Браудер явно не понимает. Когда он говорил о первом за последние тысячу лет приговоре мертвецу в Европе, он наивно имел в виду светский суд, а не церковный.

Ольга Серебряная,

"ОНЛАЙН-812", 17 июля 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования