Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ СВЯЩЕННИКА ФИЛИППА П.: Я - БОМС! Священник РПЦ МП о клириках без определенного места служения


Разовью тему, которую вчера в нескольких словах поднял на Фейсбуке.

Есть люди - бомжи, а есть священники - бомсы.

("Без Определенного Места Служения"). Я - бомс уже с 2005 года. 9-й год, то есть. Если есть храм и настоятель, под крышей которого можно как-то трудиться и молиться батюшке-бомсу, при этом получая регулярную зарплату, это не так уж и плохо! Вот если нет, тогда иди хоть куда...

Впрочем, бомжом я тоже был по первому своему месту служения в Чите. Сначала я жил на одной из епархиальных квартир вместе с одним диаконом, потом диакон выбыл в другую епархию, а вместо него приехал послушник и стал преподавать на местных Пастырских курсах. Это было при еп. Иннокентии. Вскоре он женился, жена переехала к нему из Улан-Удэ. В двухкомнатной квартире оказались мы втроем, притом, что новая семья уже налицо!

Ясно стало, что надо отделяться. И с моей, и с их стороны были обращения к архиерею (уже сменившему Иннокентия еп. Евстафию) о помощи в разрешении данной проблемы. Тот просто отмахнулся, дав понять: сами решайте, это ваши проблемы. Ну, я и отделился, став жить у одной рабы Божией Надежды, продавщицы церковного киоска, предложившей мне свой кров. Епархия меня никаким жильём даже и не думала обеспечить! Хотя все возможности были.

Потом был парижский период, где, слава Богу, подобных неудобств не было. Но оставалась моя старенькая бабуля, с которой я прожил большую часть своей жизни и за которой регулярно некому было присматривать, и я стал просить завершить мою загранкомандировку, чтобы возвратиться домой (еп. Евстафий ни за что не выпустил бы в той ситуации из своей епархии!). Моя просьба была удовлетворена, правда... синодальная канцелярия сработала так, что решение Синода выглядело, что я поступаю в распоряжение того же еп. Евстафия, от кого я выбыл за границу! То есть, это значило опять стать тем же бомжом, и не взирая на мои семейные обстоятельства. Естественно, что я на это не пошел и не согласился. А из Москвы в Читу в 97-м году я уехал изначально из-за того, что главный патриарший викарий Арсений тянул и тянул с решением о моём рукоположении в течение почти четырех лет. Восемь лет спустя он припомнил мой отъезд: "Ага, тогда вы уехали, так теперь что же хотите? Нет, Святейший благословляет возвращение только тех, кто уезжал до 1990 года" (хотя конечно это была неправда в его словах). В общем, стал я бомсом. При патр. Кирилле я неоднократно направлял прошения на его имя с описанием всей моей предыдущей истории, но они оставались безответными.

Храм, где я сейчас помогаю, находится в центральном округе Москвы, то есть под тем же архиеп. Арсением. Уходить из этого храма куда-то еще совсем не хочется (тут настоящий церковный оазис, к тому же мне 46, хватит, достаточно я уже помыкался и поколотился на этом свете). Но это значит лишь обречь себя на дальнейшее бомсовское существование. Хотя в условиях нынешней церковной бюрократии понятно, что очень многие священники просто мечтают о подобном образе жизни! Но это если, конечно, есть, где служить... За всё время моего иерейского служения никто наверху из архиереев не поинтересовался, на что я живу, никто не позаботился о моём трудоустройстве. Дважды я сменял храмы, когда менялись в них настоятели, и подыскивал новые места. И всё сам или с помощью добрых людей и по Божьему содействию. Понятно, что если Система не принимает или даже отторгает, не нужно туда лезть. И вообще, "не верь, не бойся, не проси", как сформулировал еще Солженицын, находясь на зоне. У нас нет ни любви, ни законов. В отсутствие любви среди христиан неизбежно воцарялось право в виде канонов и правил: если ты не имеешь любви к ближнему, то, хотя бы, исполни минимум закона по отношению к нему же!.. Но когда ни любви, ни справедливости, ни права не отыщешь среди церковного начальства, а каноны всякий понимает так, как ему вздумается, то что это означает? Увы, ту же "зону" или "крепостное право", где действуют только по понятиям.

Об этом писал прот. Павел Адельгейм:

"Устав РПЦ признаёт епископа субъектом права и наделяет неограниченными полномочиями. «Персоналом» являются клирики, члены Приходского собрания и Совета. Они признаны объектами чужого права. Устав не признаёт их субъектами права и не применяет к ним этот термин.

Так возникает в РПЦ крепостная зависимость, разделяющая крепостных свящепннослужителей от свободных граждан.

Закон замалчивает правовые отношения священника с религиозной организацией. С молчаливого согласия государства РПЦ выстраивает бюрократическую систему, лишающую священника гражданских прав и личной свободы. Бесправный священник состоит в абсолютной зависимости от епископа. Кроме священника в религиозной организации трудятся другие церковные работники: бухгалтер, продавец, кассир, псаломщик, сторож и прочие работники, с которыми заключают трудовой договор. Закон «О свободе совести» в ст. 24 устанавливает трудовые отношения этих работников с религиозной организацией, гарантируя правовую защиту. Священники, под названием «персонал», исключены из категории работников, защищённых законом.

РПЦ МП запрещает заключать трудовой договор со священниками, оставляя их деятельность вне закона: «В учреждениях РПЦ трудовые договоры со священнослужителями не заключаются» (Письмо Управления делами МП РПЦ 11.03.1998 № 1086). Причина дискриминации не объясняется.

Устав Прихода подтверждает: «Приход принимает и увольняет работников по трудовым договорам в соответствии с законодательством РФ. На лиц, работающих в Приходе по трудовым договорам, распространяется законодательство о труде. Документы по личному составу работников Прихода по трудовым договорам хранятся Приходом. Документы на священнослужителей хранятся Епархией» (Устав 2009, ст.12,1). Клирик служит в приходе, имеющем юридическое лицо, получает от него зарплату, но трудовых отношений не оформляет. Клирик находится в зависимости от другого юридического лица, которое является его работодателем, перемещает, лишает работы, хранит его документы, но в трудовые отношения с ним тоже не вступает. Клирик юридически не существует нигде и трудится в правовом вакууме. Государство и РПЦ дружно игнорируют права священнослужителей.

Устав РПЦ МП гарантирует «соблюдение законов РФ» (Устав, ст.1,4). При этом ряд статей Устава РПЦ нарушает законодательство: Конституцию РФ и другие федеральные законы, в частности, закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Устав РПЦ ограничивает гражданские права священнослужителей, подвергая их произволу, несправедливости и насилию церковной власти. Не защищено основное право, обеспечивающее средства к существованию и человеческое достоинство священника и его семьи - право трудиться по профессии.

Бесправное положение священника в религиозной организации ставит его в положение невольника епископа, который может лишить его работы и оставить детей без хлеба. Позволяя зарабатывать пропитание или отнимая хлеб, епископ манипулирует совестью и поступками священника. Этим страхом обоснована власть епископа в РПЦ. Это не власть любви, которую заповедал Христос. Она не ведёт к доверию и не нуждается в верности. Это власть насилия, основанная на страхе".

Буквально вчера прочел комментарий Ксении Чернеги:

"Епархии, монастыри, приходы, подворья, а также другие канонические подразделения Церкви не заключают и не должны впредь заключать трудовые договоры со священнослужителями", - говорится в комментарии инокини К.Чернеги на недавнее внесение поправок в Закон о свободе совести в части заключения трудовых договоров, сообщает в пятницу сайт Московского патриархата...

"Служение священника в Церкви не может рассматриваться как вид трудовой деятельности. Обязанности священника при осуществлении пастырской деятельности, при совершении церковных таинств, богослужений - это не трудовые обязанности", - сказано в комментарии."

Ну конечно, - кто бы в этом сомневался!...

священник Филипп П.

БЛОГ СВЯЩЕННИКА ФИЛИППА П., 13 июля 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования