Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВОСЛАВИЕ И МИР": Говорить о Христе прямо. Акция «Православный F.A.Q» вызвала немалые насмешку и критику, обозначив отсутствие в православной среде навыков благовестия и конструктивной критики


Я начну со второго — как менее важного. Конструктивная критика предполагает, что эти люди нам свои, что они делают важное и стоящее дело, которое мы в целом поддерживаем, но, по нашему мнению, его можно было бы делать и лучше. Неконструктивная критика исходит из того, что мы не желаем иметь с этими людьми ничего общего, а все, что они делают (потому что делают это они) — заведомая глупость и гадость, так что нам остается только подчеркнуть, что мы не имеем к этому отношения.

Конструктивная критика предполагает определенный уровень общности и доверия. То и другое в нашей стране находится в остром дефиците, и Церковь — это именно то место, в котором взаимное доверие должно расти. Поэтому давайте перестанем кривиться и поверим в то, что устроители "FAQ" — искренние и верующие люди, которые хотят послужить Господу и спасению ближних. Хотя бы потому, что это правда.

Людей, которые выходят на улицу, чтобы свидетельствовать о Православии, не надо уничижать. Само их намерение почтенно и его надо приветствовать. Люди, которые выходят на уличную проповедь, будут делать ошибки; люди, которые не покидают пределов своих уютненьких блогов, не будут их делать — по крайне мере, напоказ. Но кто почтеннее — те, кто делают (и делают ошибки), или те, кто не делают — и только критикуют?

Перейдем в более важной проблеме — к отсутствию навыка благовестия и даже отсутствию языка благовестия. Все, касающееся веры долго и старательно изгонялось из языка и культуры — и теперь непонятно, как начать говорить о  Боге. Поэтому разговор о Православии начинается с неловкого нащупывания общей почвы, чего-то, что могло бы зацепить и привлечь человека, для которого Бог, Воскресение и вечная жизнь — понятия совершенно инопланетные. Люди ищут общие точки между Православием и мирской культурой — и очень быстро выясняется, что Христа среди этих точек нет. Как и следовало ожидать. Православная мода, православная кулинария — это может быть понятно. Такая, прямо скажем, скверная, вещь как список врагов  — понятна еще лучше. А вот кто такой Христос и какое отношение Он имеет к спешащему по своим делам жителю мегаполиса — нет. Причем это далеко не проблема именно устроителей Православного F.A.Q — это проблема гораздо шире. Выведите кого-нибудь из критиков этого мероприятия в какую-нибудь неверующую аудиторию и скажите — вперед, возвести этим людям Евангелие, я боюсь, большинство не найдется что сказать. Причем это относится даже к людям богословски грамотным. Одно дело знать, другое — быть в состоянии рассказать об этом. Придется преодолеть определенный культурный, психологический и социальный барьер.

Рассказать о Православии как о субкультуре со своей кулинарией, своим дресс-кодом и своими правилами поведения легче, но это не то великое поручение, с которым Апостолов посылает Христос. Можно желчно критиковать и сам вопрос "почему быть православным выгодно" и предлагаемые ответы на него, но что-то в этом роде неизбежно, пока мы не решимся прямо и решительно возвещать Евангелие. Зная, что мы обращаемся к глубоко обезбоженной культуре, и говорим о чем-то, далеко выходящим за рамки культурного опыта наших адресатов.

В чем же состоит это провозглашение Евангелия? Давайте попробуем сформулировать. В нем можно (несколько условно) выделить две стороны — как богословы говорят об "объективной" и "субъективной" стороне спасения. Во-первых, это провозглашение Личности и спасительных деяний Господа нашего Иисуса Христа. Кто такой Христос и что Он сделал нас ради человек и нашего ради спасения. Во-вторых — это возвещение о том, как человек должен отозваться на эти деяния Божии.

Христос, Которого мы провозглашаем, есть Господь. Он Владыка мироздания и единственный законный Владыка каждой человеческой жизни. Пока мы не покорились Ему, мы находимся в состоянии чудовищного мятежа против самой Истины.

Он есть Спаситель — Он умер за наши грехи и воскрес из мертвых, чтобы мы могли обрести в Нем прощение и новую жизнь.

Мы призваны к покаянию — к тому, чтобы отвернуться от греха и покориться Христу, и вере — к тому, чтобы довериться Ему как Спасителю, который даст нам вечную жизнь. Это покаяние и вера проявляется в том, что мы присоединяемся к Его Церкви и приступаем к установленным Им Таинствам.

Все это, конечно, известно всем церковным людям. Но реальность, увы, такова, что людям за пределами Церкви это неизвестно абсолютно — и они просто не могут покаяться и уверовать, потому что Евангелие им не возвещено. Они не знают, кто такой Христос и что Он сделал. И именно это стоит поставить в центр нашего возвещения — хотя это будет непривычно и трудно. Но лед надо как-то ломать.

Но, скажем еще раз, люди, которые выходят на улицу с рассказом о Православии, заслуживают нашей поддержки и ободрения. Можно сделать и лучше? Давайте сделаем лучше. Мы должны. Мы на это посланы.

Сергей Худиев,

"ПРАВОСЛАВИЕ И МИР", 12 июля 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования