Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОММЕНТАРИИ": Кремль устал строить "православную цивилизацию". Приближение Дня Крещения Киевской Руси – подходящий момент поговорить о проблемах православия


Владимир Путин не скрывает своего охлаждения к православию, а "Русский мир" превратился в проект патриарха Кирилла

Чем меньше искреннего содержания в речах или событиях, тем больше в них пышности, тем больше движения и имитации жизни. Праздник, придуманный пять лет назад президентом Виктором Ющенко как праздник украинской церкви, как истинно киевское событие, ныне имеет к Киеву лишь некоторое отношение. Потому что в интерпретации его нынешних устроителей — это праздник всея Руси, давно выросшей из киевской колыбели. Сценарий празднования написан в Москве — даже его "государственная" украинская часть там сверена и утверждена. Там же начнутся и торжества, оттуда же стартует "крестный ход" праздника по городам и весям мифического "Русского мира". С заездом в Киев — для торжественного молебна. Столица Украины, таким образом, перестала быть местом праздника, а крещение превратилось в повод для шествия главы РПЦ по "владеньям своим". Шествие предполагает максимальную поддержку массмедиа. Привыкшему жить в медиапространстве населению "владений" за истину попробуют выдать картинку о том, что братство и единство таки наличествуют и гарант их — лично патриарх Кирилл. Однако, увидев по ТВ, как глава РПЦ утверждает единство некогда "великой страны", подшивая под нее церковную канву, не следует спешить с выводами. Может статься — патриарх Кирилл борется скорее за единство РПЦ, подшивая под нее сильно обтрепанную, но местами еще вполне пригодную к использованию канву "братства народов".

А ведь еще лет пять назад "Русский мир" был молодой, интересной и обсуждаемой идеологией. Он был нужен России — и в смысле внешнем (как миссия, оправдывающая ее политическое вмешательство в дела соседей), и в смысле внутреннем (как идея, объединяющая Россию в ее исторической миссии вырастания в "православную цивилизацию", альтернативу западной, как бы загнивающей и умирающей от моральных язв). Церковная миссия и государственная политика дополняли друг друга. Кто бы мог подумать, что всего за несколько лет эта симпатичная картинка так выцветет? Что такая перспективная идея, как "Русский мир", о которую с охотой ломали копья и сторонники и противники, вокруг которой громоздили свои "цивилизационные проекты" геополитики, политтехнологи и прочие говорящие головы, окажется смешной и ненужной? Причем не миру, не "братским народам", а в первую очередь самой России? А внутри России — в первую очередь ее руководству, которому в последнее время идея "осажденной крепости" и "врагов кругом" подходит куда больше. Так российская власть оказалась не союзником патриарха, а скорее вредителем в деле построения "Русского мира". Потому что такой "цивилизационный проект" ей не нужен, а нужно — чтобы церковь говорила правильные слова, колебалась вместе с генеральной линией и помогала держать в послушании налогоплательщика. Такая вот гармония.

Патриарх сложившийся расклад прекрасно понимает. И осмотрительно против него не возражает. Он, по сути, вполне вписывается в нынешний российский политический мейнстрим — делает свои дела, пока руль в руках. Так же как светские коллеги по власти стараются прибрать к рукам то, чем ведают в структуре государства, Кирилл замыкает на себя структуру РПЦ — укрепляет "вертикаль", реформирует управление, инспирирует, принимает и проводит в жизнь нужные решения, в общем, "наводит порядок". И "Русскому миру", этому любимому детищу, находит абсолютно рациональное применение — удержание частей РПЦ, которые так и норовят отвалиться.

Но признаваться в том нельзя. Потому-то Киев и не подошел московскому церковному руководству в качестве места проведения праздника. Здесь слишком явно (не скроешь от телекамер) заметно разнообразие, в котором РПЦ — только часть, а патриарх ее — всего лишь одно из действующих лиц, и отношение к нему неоднозначно. Здесь, на днепровских кручах, ему придется смириться не только с тем, что он будет не более чем в свите "главного действующего лица" — Президента Виктора Януковича, но и что в этой свите он будет рядом с другими церковными лидерами, пользующимися немалой, а может, даже большей популярностью, чем он. Таким образом, превращение в центр торжеств Москвы, а не Киева, является симптомом ослабления влияния Московского патриархата (читай — РПЦ) на ситуацию в Украине.

Еще хуже патриарху Кириллу придется в Молдове, куда он со своими торжествами едет вопреки воле главы государства. Здесь ситуация для руководства РПЦ самая сложная. Она легко затмевает ситуацию в Украине, которую хоть и встряхивают скандалы, имеющие церковно-политический подтекст, но даже самая отвратительная игра не может заставить никого из участников убрать с лица картонную улыбку. В Молдове "держать лицо" уже никто не пытается. Румынская православная церковь постепенно отвоевывает у РПЦ "каноническую территорию" в этом регионе. Принадлежащий к РумПЦ президент страны прямым текстом предостерегает патриарха Кирилла от посещения Молдовы и Приднестровья (и то сказать, какое отношение этот регион имеет к Владимирову крещению?). В ответ глава Молдовского экзархата РПЦ предупреждает о том, что православные, буде церковь их поднимет, "все тут сметут", то есть фактически угрожает гражданскими беспорядками. Вот и разыгрывай перед телезрителями "Русский мир" на фоне такого-то задника!

Задача нелегкая, но отказаться от нее — значит поставить под угрозу целостность и авторитет уже не какого-то мифического "братского единства", но абсолютно реальной РПЦ. Поэтому можно не сомневаться, что "киевская купель", как историческое оправдание претензий РПЦ на территории "братских народов", не будет сходить с уст. А центральная фигура — князь Владимир Красное Солнышко — будет затмевать всех других, куда более воцерковленных христианских персонажей нашей легендарной истории. Потому что именно в нем политика и православие спаялись в нечто единое и неделимое.

Лукерья Жабкина,

"КОММЕНТАРИИ", 12 июля 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования