Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ АРХИМАНДРИТА ЛОНГИНА (ЧЕРНУХИ): Жалкость церковной журналистики?.. - Мужество! "Оценочное суждение церковный журналист может высказывать в том случае, если есть официальное заявление церковного руководства..."


Я – главный редактор "Церковной православной газеты" – официального печатного издания Украинской Православной Церкви. Среди моих друзей – коллеги из разных церковных изданий. В основном это те, кто очень хорошо знаком с современными проблемами внутрицерковной жизни. Все глубоко верующие, прекрасно понимающие природу Церкви христиане. Может быть, им и хотелось бы во всеуслышание кричать о церковных проблемах, но есть духовные и нравственные принципы, которые останавливают их.

Например: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Св. Евангелие от Матфея, 18:15-17).

В этих словах четко прописан нравственный принцип обличения согрешающего. Думаю, он относится и к церковным журналистам. И тут, если человеку не хватает духу наедине поговорить с согрешающим, остается честно терпеть. А для этого также требуется мужество.

Есть и другие слова, кажется, более убедительные, чтобы удерживать церковных журналистов от публичной критики братьев по вере: "А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?" (Первое послание к Коринфянам, 6:4-7). И многие мои коллеги обладают немалым мужеством, терпя лишения, но охраняя репутацию Церкви, если хотите, честь мундира.

Конечно, можно сказать, что этими евангельскими принципами кто-то прикрывает свое малодушие, а кто-то на них просто спекулирует. Возможно и такое, но не в большинстве случаев.

Лично я убежден, что какое-либо оценочное суждение церковный журналист может высказывать в том случае, если есть официальное заявление церковного руководства (особенно это касается последней истории). Если заявление не устраивает журналиста и имеются неопровержимые факты, свидетельствующие о чем-то ином, он вправе провести журналистское расследование, представить мнения разных сторон и предоставить возможность читателям разбираться, кто прав, а кто нет. Но и тут стоит подумать, стоит ли выносить сор из избы.

А что вообще известно об этой истории с похищением, кроме того, что разнесли сомнительного рода СМИ? Владыке Александру предъявлено обвинение? — Нет. Его вызывали в прокуратуру, но и вас могут вызвать в прокуратуру для дачи объяснений, если кто-то ссылается на вас как свидетеля. А даже если было бы предъявлено обвинение, что — было судебное разбирательство, вынесен приговор? А как же презумпция невиновности? Или отец Андрей об этом не знает? Даже неверующему человеку нельзя просто так, огульно кого-то обвинять, а уж тем более христианину и церковнослужителю.

Считаю глубоко безнравственным ссылаться на анонимные источники, типа "один источник из митрополии", "источник из милиции" или "источник из монастыря". Христианин должен отвечать за свои слова. А если нет, то пусть держит их при себе. В связи с этим, считаю, что молчание церковных журналистов, связанное с принципиальным неприятием слухов и сплетен, в обществе, зараженном пристрастием к сенсациям и безответственным заявлениям, сегодня тоже можно назвать мужеством.

Это некоторые мысли. Тему можно было бы развивать дальше. Но я, пожалуй, остановлюсь.

Что касается характера статьи отца Андрея, то мне вспомнился один случай, когда он приезжал с лекцией в Киевскую духовную семинарию. Полный зал. Кроме студентов много интеллигенции. Отец Андрей, рассказывая о себе, говорит, что он по жизни диссидент, так как из семьи диссидентов. "А знаете, кто такой диссидент? — спросил отец Андрей у слушателей, — Это…— и он скрутил перед всеми кукиш". Ну, вот эта статья и есть очередным кукишем. Ничего удивительного.

БЛОГ АРХИМАНДРИТА ЛОНГИНА (ЧЕРНУХИ), 2 июля 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования