Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"REGIONS.RU": Нужен ли моральный расчет с советской эпохой? - Мнения священнослужителей РПЦ МП, ислама и иудаизма


22 июня в программе "Церковь и мир" на телеканале "Россия-24" митрополит Волоколамский Иларион говорил об отношении к советской эпохе. Он резко раскритиковал распространенную нынче манеру демонстративно отказываться от моральной оценки преступлений большевизма и даже от упоминаний о них под предлогом, что, мол, нечего будоражить общество. Владыка, в частности, сказал:

"Прежде всего нам нужно научиться называть вещи своими именами. Если были репрессии и невинные жертвы, мы должны об этом говорить. Если были виновные в этих репрессиях, мы должны называть их имена и не пытаться этих людей мифологизировать, придать им ореол героизма или говорить, как сейчас некоторые делают, что в этих преступлениях были виноваты не они сами, а их окружение.

Народам нашей страны был нанесен ущерб, который невозможно выразить ни в каких цифрах. Государственная власть просто истребляла свой народ. И об этом надо говорить ясно, не замалчивая эти факты.

Но вскрытие этого гнойника – только первый шаг, вслед за которым должно начаться залечивание раны, образовавшейся на месте гнойника. И здесь, конечно, требуются усилия всех здоровых сил гражданского общества, включая Церковь. Церковь уже многое сделала в этом направлении – прославив новомучеников и исповедников Российских, она четко определила, кто был виновен в трагедии, а кто стал ее жертвами. Но для Церкви речь идет не только о трагедии, не только об изломанных судьбах людей, но и о той славе Божией, которая была явлена в подвиге новомучеников. Я как церковный человек не вижу другого пути примирения, кроме как через осознание того, что эти жертвы были принесены не напрасно, что в страданиях тех, кто пострадал и погиб, был некий высший смысл.

Нам есть чему поучиться у некоторых народов, в истории которых были позорные страницы. Поучиться тому, как они эти страницы перелистывали и как они – не пытаясь обелить виновных в преступлениях – воспринимали свою историю именно как свою, в которой нужно различать между добром и злом, между белым и черным.

У нас, действительно, есть самые разные реликвии прошлого. Это и иконы, оставшиеся нам от новомучеников, и лжеиконы, оставшиеся от их мучителей. Рано или поздно с этим придется что-то делать; нам придется назвать вещи своими именами. Такие попытки предпринимались не один раз – сначала при Хрущеве, потом при Горбачеве, потом при Ельцине и при Путине. И этот процесс продолжается.

Примирение, если говорить в христианской перспективе, подобно исцелению. Чтобы исцелить человека от болезни, нужно, прежде всего, правильно поставить диагноз. Пока не будет правильно поставлен диагноз, невозможно начать правильное лечение. Когда мы самим себе честно поставим диагноз, не стыдясь называть болезнь болезнью, причем серьезной, тогда мы сможем нащупать и пути к исцелению".

"Как бы вы прокомментировали это выступление? Не кажется ли вам, что в последнее время советскую эпоху стараются оправдать и идеализировать? Возможен ли и желателен ли последовательный расчет с советским наследием?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Борис Михайлов

настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Я с настоящей радостью целиком и полностью поддерживаю все, что сказал митрополит Иларион. Чрезвычайно отрадно, что в Церкви на таком высоком уровне раздается столь замечательный, столь точный исторически и церковно, гуманитарно звучащий голос.

Владыка сказал абсолютно точно. Так и должно быть. Мы должны преодолеть советское прошлое, советское наследие – губительное, преступное, страшное, кровавое по отношению к нашему народу. Мы должны безусловно покончить с этими отвратительными псевдоиконами и отвратительными мифами, губительными для нашего сознания - что мы были непобедимые, что мы были великие. Мы были страшные, а не великие.

Священник Владимир Лапшин

настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке

Германия сумела пережить тяжелый послевоенный период избавления от нацистского прошлого, и люди стали нравственно выше. И мы так же должны оторваться от советского прошлого.

Да, не все тогда было плохо. Но сами идеи коммунизма, само отношение к народу, к людям – как к ним относилось руководство (например, во время войны, когда были загублены миллионы, а что было до войны? – настоящий геноцид собственного народа!) - это нужно осмыслить и преодолеть.

Конечно, наказывать за эти преступления уже некого, но все виновные должны быть названы, и сами идеи должны быть осуждены. Потому что сейчас мы видим в нашей стране попытки возврата к советскому прошлому. Ведь пишут уже и сравнивают настоящее с тем, что происходило на рубеже 20-30-х годов, когда диктатура партии переходила в диктатуру личности и т.д. Все это мы видим и сейчас, именно потому, что в свое время не были даны моральные оценки и так и осталось непреодоленным.

Я совершенно согласен с владыкой Иларионом в этом вопросе. Увы, уже более 25 лет как началась перестройка, 20 лет, как рухнул Союз, а толку до сих пор почти никакого.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

Я полностью согласен с владыкой. В настоящее время происходит болезненная идеализация прошлого, в том числе советской эпохи. Такая идеализация всегда опасна, потому что можно повторить ошибки прошлого.

Дать моральную оценку прошлому с духовно-нравственных позиций христианства очень важно. Идеализация таких "героев" прошлого, как Ленин и Сталин, ложна и чрезвычайно опасна. Надо прежде всего говорить правду, хотя бы она и была горькой, в том числе и для репутации страны на международной арене. Хотя при Сталине обороноспособность нашей страны резко возросла, это все-таки было время разложения нашего народа. Традиционные духовно-нравственные ценности подвергались поруганию и осмеянию, и главное – что в эту эпоху сформировалось отношение государства к человеку как к "винтику". Людям жили в страхе, что их жизнь и их ближних в любой момент может трагически разрушиться. Это могло произойти по воле любого, кто был выше тебя по должности. Председатель сельсовета, например, обладал неограниченной властью над всеми односельчанами и мог при желании ни за что посадить любого, разрушить любую семью. Это из опыта моих родных.

Сейчас много говорят о коррупции, а в пример приводят советский период, когда такой именно коррупции не было. Да, ее было меньше - потому что были другие механизмы. Но причина - безнаказанность власть имущих – как была, так и есть. Изменились формы, а принцип остался прежним – что человек есть пылинка в тоталитарной системе.
Расстаться с этим прошлым, которое, на самом деле рядом с нами живет, расстаться с этим страхом, обрести истинную свободу (которая, конечно, прежде всего во Христе, но ведь она должна присутствовать и в гражданском обществе!) - вот наша главная задача. Не просто заклеймить жутких вождей, которые создали эту систему (и наверняка найдутся те, кто ее будет защищать), но показать, что беды сегодняшнего времени суть прямое продолжение той тоталитарной жестокой системы, которая была заложена в советское время.

Народный героизм, самопожертвование – то, что во многом определяло жизнь той эпохи – это на самом деле христианские ценности. Это не заслуга Ленина и Сталина, это заслуга Церкви Христовой, которая за тысячелетие воспитала народ, сохранивший эти качества в безбожной и жестокой действительности.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Оценка советского прошлого возможна только через какое-то время. Люди, родившиеся и выросшие в то время, совсем иначе его воспринимают по сравнению, например, с нынешней молодежью.

Я тоже не приветствую, когда прошлое пытаются идеализировать, тут я соглашусь с митрополитом Илларионом. И когда речь идет о злодеяниях, надо говорить, кто это сделал, иначе какой смысл поднимать шум?

Я вырос в советское время, и тогда мы все принимали за чистую монету, всему верили. А сейчас нас пытаются убедить совсем в ином, и как мне на это реагировать? Я родился в Средней Азии, туда был сослан весь мой народ, в чем он был виноват - непонятно. Тем не менее, я не пытаюсь никого ни оправдывать, ни обвинять.

И нам надо настоящее время прожить так, чтобы те, кто придет после, вспоминали о нас только добром. Если мы это сможем сделать, значит, мы на правильном пути.

Фатых-хазрат Гарифуллин

муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России

Нам внушали: Великая Октябрьская социалистическая революция – новая эпоха и новый мир, а представители высшего класса считались врагами, даже если они были профессионалами своего дела… Такая была слепая идеология, никуда уже от этого не денешься. Была классовая борьба – натравили бедных на богатых, а ведь могли бы этого избежать.

Справедливо митрополит Иларион поднимает эту тему. Но я боюсь, если мы будем выискивать и выносить напоказ все наши просчеты, как на это посмотрят будущие поколения? Надо аккуратно это все преподносить. Мы не только должны говорить о преступлениях, но и думать, а можно ли было предотвратить эту трагедию? И сможем ли предотвратить, если опять возникнет подобная ситуация?

У мусульман принято: чем человек богаче, тем больше средств он должен отдавать обездоленным и малоимущим, потому что в Судный день самую большую ответственность будут нести богатые люди. И меня тревожит, что сегодня становится все больше разрыв между богатыми и бедными, причем богатство миллиардеров выставляет напоказ. Так что просто положить страшные страницы истории на стол для изучения, много ума не надо. Нужно сохранять стабильность в обществе, чтобы подобной трагедии больше не возникало.

Шафиг Пшихачев

Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии

Конечно, не все идеализируют советскую эпоху, но ностальгия присутствует у многих наших сограждан – поскольку то, что пришло ей на смену, ничуть не лучше.

Я согласен с владыкой Илларионом: надо воспринимать историю со всеми изъянами и достоинствами. Конечно, не надо никого идеализировать: были репрессии, много невинных жертв. Но история такая, какая есть - нельзя и говорить, что виноват кто-то один или его окружение – это была целая система со своими пороками.

Из истории нужно перенимать полезный опыт. Определенная преемственность в положительных явлениях, которые были в СССР, нам ничем не навредит. Главное, не действовать по принципу большевиков: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…". Невозможно построить новое, разрушив полностью прошлое. Так уж Всевышним устроено: человечество набирается опыта, перенимает опыт прошлого поколения и таким образом развивается. Главное – избегать повторения недостатков, не наступать на те же грабли, а двигать общество вперед.

Зиновий Коган

Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

Я согласен с митрополитом Иларионом - только одних оценочных суждений сегодня мало. И репрессии, кажется, никто не обеляет.

Думаю, нужно поднимать иной вопрос: до сих пор в архивах засекречены документы по новомученикам, засекречено много документов Сталина. Почему бы их не рассекретить? Какие могут быть закрытые разделы в архивах, касающиеся сталинских времен, по прошествии уже стольких лет? Это надо демократизировать, сделать открытый доступ. Демократию убивает закрытость информации. Кроме того, доступны не все документы церковно-государственных отношений того периода, они хранятся в разных архивах.

Так что владыку я поддерживаю: надо открыть глаза на прошлое. И делать это необходимо через доступ к засекреченным документам, можно записать воспоминания еще живых свидетелей, сопоставить факты. Можно даже волонтерское движение сделать, привлечь школьников для этого. А потом все выложить в открытый доступ – в интернет. И тогда пусть уже каждый сам оценивает общедоступные факты.

"REGIONS.RU", 28 июня 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования