Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕСКУЧНЫЙ САД": Молдавский прецедент: готова ли Церковь отлучать политиков, оправдывающих грех


У Церкви есть не только право «печалования перед властью», но и право призвать представителей власти к покаянию и право отлучения и даже призыва к мирному неповиновению такой власти. В июне в Молдавии возник уникальный для новейшей истории Церкви прецедент. Синод Православной Церкви Молдовы, самоуправляемой части Русской Православной Церкви, решил отлучать от причастия политиков, проголосовавших за т.н. «закон о равенстве шансов».

Причиной решения стало то, что 25 мая в Молдове был принят «Закон о недискриминации», обеспечивающий равенство людям вне зависимости от пола, национальности, религиозных, политических убеждений и, что и вызвало полемику, сексуальной ориентации.

Бывший премьер-министр страны Влад Филат отметил, что принятие закона, было условием со стороны ЕС в вопросе о либерализации виз для граждан Молдовы, важном шаге, поскольку, только по данным Министерства труда, около полумиллиона молдаван сегодня «гастарбайтеры», неофициальные источники говорят о цифре больше миллиона человек. В первые четыре месяца 2013 года трудовые мигранты перечислили на родину более 450 миллионов долларов.

Среди мер, обеспечивающих действие закона представители власти называют введение сексуального воспитания в школах, проведение семинаров по исключению дискриминации сексуальных меньшинств в обществе, гранты для информирования о правах сексуальных меньшинств. 19 мая состоялся первый марш активистов ЛГБТ-сообщества. Закон не закрепляет определение брака как союза мужчины и женщины, открывая возможность для признания в будущем браком и однополых союзов.

В заявлении Синода говорится: «Мы выступаем в роли оппонентов и открыто отделяем себя от тех, кто явным образом преследует Церковь Христову. Так, мы вынуждены прибегнуть к строгим исправительным мерам – к канонической традиции отлучения их от Церкви до тех пор, пока они не покаются. Вначале правителям будет отказано в допуске к таинству причастия, а затем, в зависимости от их покаяния, они будут приняты в церковное общение или окончательно отстранены от любого участия в богослужении».

То есть возможно и отлучение депутатов от Церкви. И если, допустим, депутаты люди нецерковные, и им самим все равно, причащаются они или нет, то гораздо более сложная ситуация может возникнуть, если кто-то из них умрет под клятвою. Похороны депутата – официальное мероприятие, а представители Церкви Молдовы говорят, что вопрос об отпевании и христианском погребении депутата-апостата будет решать митрополит Кишиневский Владимир. Имена депутатов известны, это 30 депутатов фракции либерал-демократов, под руководством Владимира Филата, 12 депутатов либералов и 14 демократов.

Обсуждение, как реагировать на принятие закона, на Синоде длилось 10 часов. В сентябре в Молдову едет с визитом Святейший Патриарх Кирилл, и далеко не факт, что ситуация вокруг закона к тому времени будет разрешена. Напротив, парламентарии вернутся после каникул, и возможны новые сюрпризы. Для иллюстрации вопроса можно вспомнить, что ранее правящая партия узаконила ислам как одну из исторических религий Молдовы, которая находилась под османским игом с 1538 по 1812 г.

Отлучение депутатов будет не единственным шагом Церкви в противодействии закону. Будет созван всемолдавский собор духовенства и мирян. Со 2 августа (день св. пророка Илии, пламенного борца с отступлением Израиля от Бога) до 21 сентября (Рождества Пресвятой Богородицы) по Молдове пройдет крестный ход, с прошениями о покаянии народа и победе «над видимыми и невидимыми врагами».

Молдавские синодальные решения укладываются в описанную в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» последовательность действий в случае, когда власть принуждает верующих к повиновению законам, противоречащим их христианской совести. Вот этот текст (III, 5): «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».

Отвечая на вопрос «НС» о том, допустимо ли публичное отлучение политиков от причастия или этот вопрос должен решать духовник политика, протоиерей Всеволод Чаплин отметил: «Люди, совершающие антихристианские поступки сами отлучают себя от Церкви и обрекают себя на адские муки». Председатель Отдела по взаимодействию Церкви и общества подчеркнул, что Церковь и верующие должны отстаивать евангельские заповеди и традиционную мораль и прямо говорить политикам о невозможности для христиан поддерживать такие законопроекты. По его словам, конечно, у человека есть возможность для покаяния, и он может вернуться в лоно Церкви, но для этого он должен как минимум исправить совершенное зло, к чему и призывает Молдавская митрополия.

Решение об отлучении вызвало большой резонанс и в молдавском обществе, и среди политической элиты. Однако депутаты отнюдь не спешат «под епитрахиль». По сообщениям молдавских СМИ, представители власти рассматривают вариант асимметричного ответа – ревизии церковной собственности на территории страны и введения для Церкви налога.

События вокруг закона, принятого в стране, где православие исповедует 93% населения будут развиваться. Хотя он принят на фоне ожесточенных споров вокруг гомосексуальной пропаганды и гей-парадов в России, Украине, Грузии и других странах бывшего СССР, скорее всего, что дело не столько в гомосексуализме как таковом и не в защите прав меньшинств. Вместо гомосексуализма могло быть радикальное законодательное упрощение абортов, меры по разрушению семьи, эвтаназия, что-нибудь, связанное с донорством органов, или любая другая законодательная инициатива, противоречащая христианским ценностям. Хотя гомосексуализм вызывает куда больее резкое неприятие в обществе, чем, например, аборты или эвтаназия. Вопрос в том, что впервые возникло острое противостояние между Церковью и не абстрактным властью или государством, а конкретными государственными мужами, принимающим такие законы. Так сказать, поименно. Это прецедент, о котором нужно размышлять и на котором учиться. В Молдавии пока нет выборов, поэтому остается открытым любопытный для политологов вопрос, насколько «избираем» политик, отлученный от Церкви.

«Нельзя молиться за царя Ирода…»

В истории христианства были случаи, когда епископы и Соборы отлучали от Церкви политиков, чтобы пробудить в них совесть и помочь им раскаяться в совершенных грехах.

Так святитель Амвросий Медиоланский в самом конце IV века публично призвал к покаянию императора Феодосия Великого. В городе Салоники произошло восстание, Феодосий Великий издал указ, в котором потребовал жестоко расправиться с восставшими. Святитель Амвросий заступился за жителей города, и кесарь отменил свой указ. К сожалению, император опоздал, и в Салониках пострадало много людей. Тогда епископ публично призвал императора к покаянию, запретил ему причащаться, и Феодосий Великий приносить публичное покаяние у входа в храм как простой мирянин. В дальнейшем святитель неоднократно говорил Феодосию Великому о том, что «порфира делает людей царями, а не иереями», а значит, Церковь имеет право порицать действия политиков, направленные против Церкви и общества в целом.

Отлучение политиков, призыв к их покаянию – это всегда сложная ситуация с точки зрения Церкви. С одной стороны, существуют церковные каноны, по которым мирянин или клирик, совершивший тяжкий грех, может быть отлучен от участия в Таинствах или даже от Церкви на длительное время или пожизненно. С другой, нельзя полностью исключить ситуацию, когда малое или великое отлучение можно использовать как средство в политической борьбе.

Так, например, в Древней Руси московский митрополит накладывал интердикт на население и правителей, не желавших подчиняться великому князю. Преподобный Сергий по благословению святителя Алексия митрополита московского вел переговоры с другими князьями (Рязанским и Нижегородским) о необходимости подчинения великому князю.

Точно также поступил преподобный Феодосий Печерский, вмешавшийся в конфликт князей Ярославичей и осудивший изгнание из Киева старшего брата Изяслава. Житие святого рассказывает о том, что он написал «великую эпистолию» князю Святославу с просьбой вернуть Киев законному правителю. Святослав не принес покаяния, но преподобный Феодосий не прерывал с ним личного общения.

Самый трагический случай произошел со святителем Филиппом, митрополитом Московским, который отказал в благословении Ивану Грозному и заступался за пострадавших от опричнины. Святой заплатил жизнью за свою смелость.

Уже в ХХ веке патриарх Тихон отлучил от Церкви тех, кто был виновен в гонении на верующих. 19 января 1918 года святитель Тихон запретил причащаться тем, кто участвовал в гонениях на Церковь: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенны в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной. Властям, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение».

В популярной литературе этот текст называется «анафемой большевикам», но речь здесь идет именно о малом отлучении, как и в случае с решением Молдавской митрополии.

Стоит отметить, что также поступает в наши дни Римская католическая церковь. В конце прошлого года в Уругвае были отлучены 17 депутатов, голосовавших за легализацию абортов. Епископ Эриберто Бодеант, секретарь Конференции католических епископов, в своем комментарии подчеркивал, что за такие действия католики автоматически отлучаются от Церкви: «Автоматическому отлучению подвергаются те, кто прямо способствует проведению аборта, и те, кто его совершают. Если католик сознательно высказывает мнение, противоречащее учению Церкви, его отлучают».

Арсений Загуляев, Андрей Зайцев,

"НЕСКУЧНЫЙ САД", 26 июня 2013 г.

На фото: «Иоанн проповедует перед Иродом». Салимбени, 1416 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования