Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": Для россиян в любой религии главное - ритуалы. 83 % всех православных и 58 % воцерковленных практически не соблюдают постов


Провозглашенная Конституцией свобода совести  дает человеку право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недавно принятый Государственной думой закон о защите чувств верующих пытается Конституцию дополнить и развить, оградив приверженцев разных конфессий от неуместных шуток или разного рода святотатств.

Закон получил одобрение как граждан, так и парламентариев. Однако социологи Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) решили проверить, а что и кого же, собственно, защищает новый документ. Сколь глубока наша вера (если она есть), насколько широки познания россиян в теологии или о ритуалах той или иной религии, в общем - найдется ли у нас что оскорбить, если, не дай бог, кто-то рискнет это сделать.

Священнослужителей результаты опроса вдохновят вряд ли. Назвать наших сограждан глубоко и истово верующими все-таки нельзя. Мы дети светского общества, где церковь отделена от государства, а школа от церкви. В вопросах веры мы больше исполняем ритуалы, чем проникаем в духовную суть религии. И хотя высокая мораль в нашем обществе, как ни крути, имеет в своей основе именно религиозные постулаты, чаще  христианские ("не укради", "не убий", "не сотвори себе кумира" и т.п.), в вопросах веры мы люди скорее темные, чем продвинутые. Хоть и достаточно искренние и не склонные лицемерить, особенно в беседе с социологами.

По данным опроса, 64% наших сограждан называют себя православными, 6% -мусульманами, по 1% - относятся к другим христианским конфессиям (католики, протестанты, баптисты, униаты и др.) и другим религиям. 25% россиян в бога не верят. Ни в какого.

На вопрос о том, всегда ли их нынешние религиозные убеждения были именно такими или эти воззрения менялись с годами, четверть россиян честно признали: менялись. У 70% при этом переоценки религиозных ценностей в жизни не случалось.

Но называть нашу страну "глубоко православной" ученые не спешат. Группу тех, кто причисляет себя к этой конфессии, они опросили по специальной методике и разделили на более мелкие подгруппы согласно "глубине" веры и тому, насколько ревностно эти люди отправляют религиозные обряды.

Подгрупп получилось пять: воцерковленные, полувоцерколвенные, немного воцерковленные, слабо воцерковленные и очень слабо воцерковленные. Кто в них входит? Социологи ФОМ попытались в этом разобраться.  Градация вышла следующей.

Воцерковленные (12% от всех православных):

Представители этой группы посещают храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило. Правда, надо заметить, что четверть из них никогда не открывали Евангелие и другие священные тексты, положенные к чтению. И только 14% респондентов, принадлежащих к данной группе, читают эти тексты регулярно. По своей социальной структуре ядро воцерковленных православных граждан в России составляют неработающие пенсионеры, а еще точнее  - пенсионерки. Кстати, в этой категории очень популярен нынешний президнет - они чаще прочих россиян дают его работе хорошую оценку.

Полувоцерковленные (33% от всех православных):

Посещают храм несколько раз в год, но реже раза в месяц, знают церковные молитвы, причащаются не чаще, чем раз в несколько месяцев, практически не соблюдают постов, около половины никогда не читали Евангелие. Что касается социальной структуры, то здесь выше, чем в населении в целом, доля технических исполнителей, служащих. В этой группе тоже преобладают женщины.

Немного воцерковленные (31% от всех православных):

Эти люди посещают храм 1-2 раза в год, редко причащаются (больше половины - 64% практически никогда этого не делают), иногда молятся церковными молитвами, не соблюдают постов. По социально-демографическим характеристикам представители этой группы практически не отличаются от всего населения.

Слабо воцерковленные (16% от всех православных) и очень слабо воцерковленные (8% от всех православных):

Они очень редко посещают храм, не соблюдают постов, подавляющее большинство из них никогда не открывали Евангелие, если молятся, то своими, а не церковными молитвами. В этих группах гораздо больше мужчин, чем в остальных группах православных. Среди верующих этого типа можно чаще встретить людей с образованием ниже среднего, сельских жителей, молодежь, рабочих.

По сравнению с 2000-м годом, подчеркивают аналитики ФОМ, количество воцерковленных не изменилось. Однако выросло число полувоцерковленных (с 27 до 33% от всех верующих). А вот число слабо воцерковленных сократилось. Таким образом, все больше людей, причисляющих себя к православным, обращаются к канонам религии и строже соблюдают предписания, то есть в России происходит рост воцерковленности.

Несколько сложнее оказался вопрос о том смысле, который верующие вкладывают в понятие "личная религия". Социологи ФОМ адаптировали для российских реалий исследование, проведенное в США в 2005 году, и сравнили результаты. Так, в Америке людей, не верящих в Бога, значительно меньше, чем в России: всего 6%. Подавляющее же большинство (68%) - протестанты, примерно пятая часть (22% на момент опроса) - католики.

Первый вопрос звучал так: "Как вы думаете, что является самой важной целью молитвы?" В нашей стране люди чаще всего видят в молитве способ попросить о помощи для себя, а уже потом - способ поблагодарить Бога, получить наставление на путь истинный. В американском опросе ответ "попросить помощи для себя" занимает последнее место. Получается, что цель молитвы для россиян - в первую очередь прагматично-эгоистическая. На вопрос, "когда вы особенно сильно чувствуете связь с Богом?" как американцы, так и россияне чаще всего отвечают: "Когда молюсь один". На втором же месте в опросе жителей США оказывается позиция "на природе". Что касается наших сограждан, то только 4% выбрали этот ответ (среди москвичей - 10%). А вот мусульмане чаще, чем остальные верующие, ощущают связь с Богом во время коллективной молитвы. Это связано с тем, что ислам в принципе в гораздо большей степени, чем христианство, религия "коллективистская". Вообще не чувствует связи с Богом практически пятая часть православных (17%).

Но главный вопрос, в котором явно обозначилось различие между нашими и американскими верующими, затрагивал очень личные аспекты религиозных переживаний ("Скажите, пожалуйста, что вам в первую очередь дает ваша вера?"). Выяснилось, что для россиян чаще всего религия придает жизни смысл и цель (21%). Причем в гораздо большей степени это касается воцерковленных. Для американцев же вера в первую очередь помогает установить личные отношения с Богом (39%). В России лишь 6% респондентов выбрали эту позицию. Различие - более чем существенное, даже с учетом того, что опросы проводились в разное время и по разной методике.

По мнению аналитика ФОМ Катерины Кожевиной, для американцев (в частности, для протестантов) вера помогает установить с Богом "личные отношения" и вытекающую из них взаимную ответственность. Бога они видят не абстрактным, а имеющим яркие персональные черты. У нас же модель скорее патерналистская: я прошу у Бога помощи, но он для меня недостижим, я не претендую на личные отношения, на взаимную ответственность, мне достаточно того, что он есть. А значит, заключает аналитик ФОМ, такая коммуникация требует посредника, в качестве которого может выступить только церковь.

Судя по данным опросов, для наших православных верующих в религии самое важное - это обряды. А вот священные тексты свыше половины (52%) православных даже никогда не открывали. Хотя именно они-то и составляют основу любой религии. Иногда открывают Евангелие или другие положенные тексты 15% православных, постоянно - лишь трое-пятеро из сотни верующих.

83% всех православных и 58% воцерковленных практически не соблюдают постов. Блюдут их 9 из ста воцерковленных и исчезающе малое количество полувоцерковленных россиян (об остальных группах даже не идет разговор).

Интересно, что среди православных только 57% верят в то, что Вселенная была создана Богом, а 43% - что душа после смерти попадает в рай или ад. Четверть православных не чуждаются индуизма и верят в "переселение душ" - реинкарнацию. Как ни странно, но именно люди воцерковленные чаще атеистов верят в то, что на Землю прилетали инопланетяне и вступали с ее обитателями в контакт.

Смесь у нас в головах, надо признать, пестрая. Остается только догадываться, как это будет учитывать новый закон, призванный оградить веру россиян от любых "нападок", а религиозные чувства - от "оскорблений". Сложно будет правоохранителям, очень сложно. Хоть уголовный кодекс в церкви освящай для пущей надежности.

Екатерина Добрынина,

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 18 июня 2013 г.

Фото: РИА "Новости"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования