Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕСКУЧНЫЙ САД": Православный, воцерковленный, обстрелянный. Андрей Десницкий о самом популярном термине церковного новояза и об отличиях "воцерковленного" от христианина


"Воцерковленный" человек – что это такое? Что означает это слово, откуда оно взялось в нынешнем значении и чем воцерковленный отличается от просто христианина? По мнению Андрея ДЕСНИЦКОГО, сама по себе воцерковленность еще не служит залогом подлинной христианской жизни. А что же служит?

На фронтах Великой Отечественной было такое понятие: "рядовой обученный, обстрелянный". То есть настоящий боец, который и портянку намотать сможет, и под свистом пуль не запаникует. А то бывают ведь еще и призывники, которые только по названию солдаты, а на самом деле – сопливые пацаны с гражданки.

Вот так примерно употребляется сегодня слово "воцерковленный". Дескать, православных у нас подавляющее большинство, и с каждым годом оно только растет, да только большинство от этого большинства в церкви раз или два в год появляется: крещенской воды набрать и куличи освятить. Ну и, конечно, когда крестины, венчание или отпевание, это святое. Сбрасывать таковых со счетов тоже не годится, но и рассчитывать на них не приходится. А то бывает еще, что человек говорит: "я православный, но в Бога не верю" – в смысле, он признает свои русские корни, но для него эта идентичность – как бабушкин самовар на полке. Любоваться, а не пользоваться.

Не помню, чтобы о "воцерковленности" говорили в советские времена. Тогда тоже были "номинальные православные", но вот о тех, кто всерьез, говорили: "он в церковь ходит, она верующая, они посты соблюдают". И всё было понятно. Откуда же взялось, зачем понадобилось это понятие – "воцерковленный"? Сегодня уже без него никак, сегодня, принимая пополнение, так и оценят практически в любом приходе: кто воцерковлен и насколько. И определят ближайшей задачей для недовоцерковленных – поскорее довоцерковиться.

И параллель с солдатами тут не случайна. Как от них командир и товарищи ждут, что каждый займет место в общем строю и будет действовать слаженно, грамотно и с полным пониманием обстановки, так и воцерковленность понимается обычно как осознанное вхождение в ритм приходской жизни, прежде всего богослужебной. Регулярно бываешь на литургии (в идеале – каждое воскресенье и каждый двунадесятый праздник, плюс престол и именины), при этом постоянно исповедуешься и причащаешься – вот и первый, главный признак воцерковления.

Но, конечно, распространяется оно и на частную жизнь. Предполагается, что человек будет жить по-православному и у себя дома, и на работе, и в общении с друзьями. А значит, и работа, и друзья подбираются соответственные, да и дом приводится в надлежащий вид. Подбирается соответственная одежда и прическа, да и манеры, и выражение лица, и речевые обороты…

Не правда ли, всем знакома эта картина: входит в автобус юноша или девушка, ни слова никому не говорит, никакого "Добротолюбия" в руках не держит – но всё настолько ясно про их духовную жизнь, как если бы на лбу у них светилась надпись: "православный, воцерковленный, постящийся". И работы такие бывают, и квартиры, разумеется.

Вот только… как бы это помягче выразить, чтобы никого не обидеть? Скажу вот что: после встречи с таким человеком, после визита в такую контору почему-то не всегда хочется прославить Бога и порадоваться вместе с этими людьми. Напротив, часто возникает несколько иное чувство: они настолько озабочены своим воцерковлением, что ты им просто мешаешь, отвлекаешь от насущных духовных вопросов со своими житейскими мелочами. А что они бывают ленивы, необязательны, грубы – так это ведь они сами каждый вечер перед иконами исповедуют, каясь и во многих других неведомых грехах вроде мшелоимства. А какой спрос с величайшего в мире грешника?

И возникает тогда ощущение, что "воцерковленностью" во многих случаях называется принадлежность к некоей субкультуре со своим кодексом поведения. Ну вот бывают, скажем, хипстеры, бывают фанаты Спартака или творчества Толкина, бывают фа и антифа – а бывают еще и православные. И каждая субкультура самодостаточна, каждая видит значительную, если не высшую ценность в соблюдении норм и правил, принятых именно в этой среде. Мы такие, потому что мы такие, и точка.

Разумеется, не всегда так, и слово "воцерковленный" может быть синонимом слова "настоящий христианин", то есть, по сути, "святой". И таких людей я тоже знаю.

А может оно быть просто социологическим понятием, отличающим тех, кто лишь идентифицирует себя как православных, от тех, кто старается жить в соответствии с этим званием. Словом, это не обязательно ярлык для субкультуры… но всё-таки нередко именно он. И когда человек устает в этой субкультуре жить, а ничего более глубокого не находит – у него начинается обратный процесс расцерковления, о котором говорить стали только в последнее время, да и то вполголоса. Выходит, сама по себе воцерковленность еще не служит залогом подлинной христианской жизни.

А что же служит? Вот один древний автор об этом писал, хотя многим его слова сегодня покажутся экстремистскими. Ну посудите сами:

"Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром".

Так когда-то писал христианам Рима апостол Павел.

Андрей Десницкий,

"НЕСКУЧНЫЙ САД", 4 июня 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования