Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО": «Митрополит Антоний учил нас смотреть на все с точки зрения вечности». Давние прихожане лондонского собора рассказали о том, как была устроена их община


Ирина Яновна и Владимир Борисович фон Шлиппе познакомились с митрополитом Сурожским Антонием в 1961 г., став прихожанами лондонского Успенского собора. О личном общении с пастырем, о том, какие порядки были установлены в возглавляемой им общине, об уроках, которыми всю жизнь руководствуется семья фон Шлиппе, гости рассказали многочисленным посетителям Культурного центра "Покровские ворота" 22 сентября.  Вечер был устроен фондом "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского" и Домом русского зарубежья им. А.И. Солженицына.

Все духовники, которые были у семьи фон Шлиппе в эмиграции (а это о. Иоанн Шаховской, о. Александр Киселев, о. Василий Зеньковский и другие), учили своих чад, что "христианская жизнь должна быть цельной, она не делится на жизнь в храме и отдельно – вне храма". Так же наставлял свою паству в Лондоне и митрополит Антоний и "сам указывал путь", "учил смотреть на все с точки зрения вечности". По воспоминаниям Ирины фон Шлиппе, в свойственной ему манере митрополит говорил: "Зачем лишать себя радости делать что-то богоугодное из любви?" И его прихожане воспринимали служение ближним как особую привилегию, тем более что в приходе было достаточно возможностей для приложения сил.

Выглядело это так: все заботы о внебогослужебных нуждах лежали исключительно на добровольцах- членах общины, "мирские заботы у нас не возлагались на клир", рассказывала гостья из Лондона. Помещение для богослужения – собор – было приобретено вскладчину и принадлежало всей общине, которая выбирала управляющих. "Мы сами были обязаны содержать собор, мы никогда не зависели от щедрости отдельных дарителей. Владыка не разрешал никаких "членских взносов", но поощрял добровольные пожертвования", -- продолжила рассказчица. Важно, что за требы клирики Сурожской епархии никогда не брали денег, но именно это побуждало многих жертвовать в благодарность приличные суммы ("Владыка знал, что это чрезвычайно сильный способ пробудить в людях совесть"). Архитектор, бухгалтер, юрист, портной (шитье облачений), секретарь, редактор, типографы, лекторы, ведущие курсов – все они были из числа прихожан и работали бесплатно, как и певчие (за исключением особо нуждающихся).

Но самой почетной работой считалась… уборка храма: к ней допускались только те, "кто достиг известного духовного уровня". Настоятель собора благословлял счастливчика, он "благодарил за доверие", и тщательнейшая уборка осуществлялась при закрытых дверях, "чтобы убирающиеся не могли похвастаться". А те, кто заглядывал в храм со стороны, с  подозрением говорили: "Что-то у вас чисто, как у протестантов…"

В период подготовки к праздникам у каждого прихожанина, включая детей, были свои особые послушания. Так, дети фон Шлиппе на Страстной неделе не только пели в хоре, но и должны были покрасить около 200 яиц для разговения всей общины.

Что касается детей, то к ним у митрополита Антония было особое отношение. Если они вели себя слишком шумно или кто-то их прихожан приводил на богослужение опекаемых им цыган, архиерей говорил всем остальным: "Терпите". Ирина Яновна рассказала один из эпизодов: как-то группа пожилых прихожанок попросила настоятеля урезонить докучавших им детей. Митрополит Антоний с готовностью пообещал, что дети отныне не издадут ни единого звука, не будут бегать и шалить в храме… Выдержав паузу, он добавил: "При одном условии: если хотя бы одна из вас на духу признается мне, что во время литургии у нее не было ни одной праздной мысли". С тех пор "бабушки" депутаций больше не посылали, улыбнулась выступавшая.

По ее словам, несмотря на то, что для детей и с детьми регулярно устраивались рождественские елки, спектакли, летние лагеря и т.д., в традициях Сурожской епархии не было того, что сейчас называют "работой с молодежью". "Владыка любил молодежь, часто приглашал молодых на беседу, но никогда их особо не выделял, они были такими же прихожанами и им всегда было дело в приходе", -- сказала И. фон Шлиппе.

Некоторых членов общины митрополит Антоний благословлял на особое личное служение, о котором зачастую не знали другие. Так, одна из прихожанок, которая работала судьей и вынуждена была выносить обвинительные приговоры, навещала семьи осужденных ею людей и как могла помогала им. Она делала это, не афишируя, в течение 35 лет, несмотря на то, что не раз подвергалась опасности и даже побоям. Многие духовные чада митрополита Антония служили инвалидам, старикам, больным, бездомным – это было в порядке вещей. "Волонтерскую работу у нас принято делать даже добросовестней, чем основную, так как это – во славу Божью", —отметила выступавшая.

Несмотря на то, что сейчас у общины, перешедшей после кончины митрополита Антония в юрисдикцию Константинопольского патриархата, нет своего храма и богослужение совершается в помещении англиканских церквей, общинные традиции сохраняются. Волонтерам приходится каждый раз приносить, устанавливать иконы и все необходимое для богослужения, а потом "разносить все это по домам"; продолжаются летние лагеря, традиционные епархиальные конференции и т.д. Интернациональная и многоязычная православная община в Лондоне прирастает, констатировала духовная дочь митрополита Антония.

По просьбе слушателей она объяснила, почему митрополит Антоний в свое время сделал выбор в пользу Московского патриархата (сам он многократно отвечал на этот вопрос в эфире ВВС, который вела И.фон Шлиппе): "Он был невероятно страстным патриотом России – не советской России, а той вечной России, которая существует подспудно". Кроме того, когда в конце его жизни "начались проблемы" с Московским Патриархатом, глава Сурожской епархии говорил, что "не может уйти из Русской Православной Церкви, так как она канонически чиста". По словам выступавшей, митрополит четко обозначил свою позицию как "верного сына Русской Православной Церкви", но своих духовных чад благословил уйти, если они пожелают. И после его кончины выбор состоялся: Ирина Яновна подчеркнула, что переход общины под омофор Константинополя был "не волевым актом владыки Василия (преемника митрополита Антония – ред.), а общим решением ассамблеи епархии".

Владимир Борисович фон Шлиппе, известный физик-теоретик, сделал краткое, но яркое сообщение на тему "Экология и христианство: видение митрополитом Антонием вопроса экологии", а также ответил на вопросы о соотношении научного знания и веры. Его супруга рассказала о благотворительной деятельности, которую много лет ведет в России основанный четой фон Шлиппе фонд св. Григория Неокессарийского. В частности, в результате деятельности по профилактике абортов в северных регионах России за 18 лет появилось на свет около 30 тыс. младенцев, а многие из участвующих в обучающих программах фонда медработники приобщились к Церкви. Из многих значимых дел фонда нельзя не отметить также создание курса "Школа жизни" для выпускников  сиротских учреждений, помогающих им сориентироваться в самостоятельной жизни. И.Я.фон Шлиппе сообщила, что достигнута договоренность о размещении этого курса на сайте "Президентской библиотеки".

Несмотря на почтенный возраст, супруги фон Шлиппе продолжают свое многоплановое служение, помня "настойчивые" слова своего духовного наставника: "главное – не бороться с плохим, а созидать и развивать хорошее – в себе, в мире"

Юлия Зайцева,

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО", 24 сентября 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования