Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": Православный шариат. Введение уголовного наказания за оскорбление чувств верующих – прямой шаг в сторону исламских соседей РФ


Ужесточение наказания за оскорбление религиозных чувств может не только нарушить гражданский мир в стране, но и отбросить ее в далекое прошлое.

В недрах Государственной думы зреет новый законопроект. Речь в нем идет о том, что ущемленные чувства верующих нуждаются в самой серьезной защите. Пусть те, которые ущемляют, не рассчитывают больше отделаться мелким штрафом. Наказывать будут как самых настоящих уголовников. Впрочем, как показало дело Pussy Riot, уже наказывают. А закон с помощью парламентского кунштюка хотят подверстать под существующую практику.

Думские фракции за исключением"Справедливой России" единодушно высказались в пользу грядущих перемен. Мало того, в аналогичном ключе выступил и президент Владимир Путин, сославшись на кровавые протесты в исламском мире против фильма"Невинность мусульман". Вот, мол, что происходит, когда верующие обижаются всерьез и надолго, так что у нас этого лучше не допускать, оградив их чувства суровым законом.

Трогательное единодушие исполнительной и законодательной властей подсказывает, что такой закон будет принят, причем очень скоро.

Противостояние религиозных и светских ценностей нарастает сейчас по всему миру. Светская публика настаивает, что имеет полное право на критику религии и даже насмешку над ней. Это вытекает из ключевого для западной цивилизации понятия свободы слова. Безжалостной критике подвергаются любые социальные явления и непонятно, почему для религии должно быть сделано исключение. Верующие упорствуют, что сделано быть должно, потому что религиозное чувство обидеть легко. И в доказательство своих слов обижаются так, что мало не покажется. На Западе эти обиды облекаются в более или менее цивилизованную форму, а на Востоке нередко ведут к погромам, что и продемонстрировали протесты против антиисламского фильма. Разница во многом объясняется тем, что на Западе в"культурных войнах" между верующими и неверующими, акцент делается на прилагательное, а не существительное.

Настоящие войны на религиозной почве остались в европейском прошлом. Спорные вопросы регулируются гражданским правом, которое в равной мере защищает интересы противоборствующих сторон.

Кстати, в последнее время к чувствам верующих стали проявлять больше внимания, защищая их законами против"языка вражды". Трудный юридический баланс этих двух понятий — свободы слова и языка вражды — и удерживает"культурные войны" от эксцессов.

Совсем по-другому дело обстоит в мусульманских странах. Шариат предполагает крайне суровое наказание за оскорбление исламской веры. Поэтому толпы фанатиков, штурмующие западные посольства и убивающие людей, чувствуют за собой моральное право делать это. Закон на их стороне.

Введение уголовного наказания за оскорбление чувств верующих в России — это прямой шаг в сторону наших исламских соседей. С той разницей, что у нас защищать собираются в основном православную веру.

За примерами далеко ходить не надо. На днях в Москве разгорелся очередной очаг культурной войны. В центре современного искусства"Винзавод" открылась выставка работ Евгении Мальцевой"Духовная брань". Экспонаты выставки — современные иконы, на которые, по мнению куратора, ее вдохновили события вокруг суда над Pussy Riot. Ведь иконы – это не только дань традиции, но и символы духовной свободы, которую проявили феминистки. Этого оказалось достаточно, чтобы председатель Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон Шевкунов загодя объявил новые иконы"актом циничного террора" в адрес православия. Пламенные слова архимандрита не остались незамеченными. Столичные казаки, чья доблесть в свое время помогла ему отбить Сретенский монастырь у"еретика" о. Георгия Кочеткова, грудью встали на подступах к"Винзаводу". Ни посетители, ни журналисты не должны были видеть богохульных икон, оскорбляющих православные чувства. Казакам подсобляли православные активисты из числа тех, кто в последнее время прославились духовными подвигами на московских улицах. Это они молодецки били по лицу сторонниц Pussy Riot и срывали кощунственные майки с их сторонников. Вот и сейчас своей воинственностью они ничем не уступали казакам, так что преодолеть такой заслон было практически невозможно. И выставка была бы сорвана, если бы наряд полиции не отвез боевиков-активистов в отделение.

Нетрудно себе представить, какой оборот приняло бы дело, будь закон об уголовной ответственности за оскорбление верующих уже в действии. Полиция вместо того, чтобы обуздать разбушевавшихся хулиганов, взялась бы за устроителей выставки.

Впрочем, нет. Разрешение на подобную выставку никто бы не дал. А если бы художница попыталась провести ее самочинно, то загремела бы в кутузку. Это заставляет с благодарностью вспоминать советские времена, когда выставки авангардистов громили, но самих их за решетку все-таки не сажали. И это далеко не единственное последствие, которое грозит нам, если новый закон будет принят.

Религиозные чувства ущемляют не только художественные акции. При желании в число ущемляющих можно занести всех тех, кто противится церковным инициативам в области образования, здравоохранения и защиты нравственности. И тогда дамоклов меч уголовного наказания повиснет над головами тех, кто считает, что в школе не место урокам Закона Божьего, хочет сделать аборт или имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию. Все это можно легко увидеть у наших исламских соседей. И если мы сделаем один шаг в их сторону, что может помешать сделать второй?

Ничего хорошего не сулит перспектива нового закона и в области межрелигиозных отношений. Они и сейчас у нас далеки от гармонии, но можно легко себе представить, как православные грозятся суровым наказанием за оскорбление чувств мусульманам, поскольку те считают Иисуса Христа всего лишь пророком, а не Мессией.

Это звучит фантастично, но мы же не удивляемся, когда в Пакистане христиан бросают за решетку только потому, что они осмеливаются публично проповедовать учение Христа, а уж если обратят в свою веру мусульманина, то и вовсе поплатятся за это головой. Между тем в основе этих драконовских законов лежит принцип жестокого наказания за оскорбление правильной веры. Который охваченные праведным негодованием депутаты Государственной думы как раз и норовят воплотить в нашу жизнь.

Борис Фаликов,

"ГАЗЕТА.RU", 24 сентября 2012 г.

Фото: ИТАР-ТАСС


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования