Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

РАДИО "СВОБОДА": Антисемитизм как русская идея. Священник Яков Кротов об Александре Мене и "еврейском вопросе"


"У всех людей в своих местах чешется", - заявил в августе 2012 года популярный у определённого рода людей клирик А.Кураев, характеризуя священника Александра Меня. У отца Александра, по мнению Кураева, "чесалкой" был еврейский вопрос.

Метафора, употреблённая одним из штатных идеологов РПЦ МП, автором официального учебника по основам кремлёвского православия, - типична для антисемитизма XIX столетия. Тогда формировался язык современной медицины, этот язык широко влиял на язык политиков и журналистов. "Жид пархатый", "паршивый", "грязный", "вонючий", - именно в XIX веке эти образы вышли на первый план в антисемитском дискурсе. "Чесалка" - вариация именно на эту тему.

Парадокс в том, что идея нечистоты как проявления богоотступничества - идея не просто еврейская, а древнееврейская. Книга Второзакония обозначает термином "проказа" огромное множество дерматологических заболеваний, равно как и плесень на домах или еде, и рассматривает "проказу" как препятствие к общению с Богом. Страх нечистоты унаследовало и христианство, не сумев усвоить откровение Евангелия о том, что "для чистого всё чисто", "что Бог очистил, не почитай нечистым". 

Качественно новое значение идея чистоты получила с кальвинизмом в XVI веке - чистота стала восприниматься как проявление избранности Богом. С открытием роли в XIX веке инфекции нечистота стала не только религиозно предосудительна, она стала восприниматься как угроза. Сегодня чесалка у Меня, завтра - у России. Меня надо "зачистить". И зачистили - 9 сентября 1990 года. Топором. Русский человек одним топором может и церковь срубить, и священника. 

Врачи, открыв инфекцию, стали наводить элементарную чистоту в больницах и этим спасли миллионы жизней. Антисемитизм превратил это открытие в повод истребить миллионы евреев, чтобы "жидовская зараза" не погубила мир. 

Выступление Кураева нельзя назвать экстравагантным - оно для него традиционно. Вот в 1990-м году, когда Кураев сочинял для патриарха Алексия Ридигера соболезнующее письмо вдове Меня, он свою ненависть выражал элегантно - мол, не все взгляды убитого одобрены Церковью. Потом уже Кураев отвязался и высказывался по полной антисемитской программе. Мень для него - "заблудившийся миссионер", а Гавриил Заблудовский, напротив, - святой. Почему русская интеллектуальная среда и сделала его своим любимчиком. Конечно, другие кремлёвские православные тоже не филосемиты, но то, что у них на уме, у этого - на языке. 

Высказывание Кураева было сделано в связи с поклонением патр. Кирилла в Белостоке подлинным мощам фальшивого святого - якобы "убиенного от жидов младенца Гавриила". Антисемитский культ, антисемитское поклонение, антисемитский репортаж о поклонении на государственном телевидении. Репортаж повисел на сайте телепрограммы и был через несколько часов убран. Так что опять можно говорить, что в России нет антисемитизма. Репортажа ведь нет? Русские борются лишь с антисемизмом стрелочников - вот, подпаска Душенова посадили, архипастырей же, которых он популяризировал, не тронули.

Таков русский антисемитизм - в отличие от мифологического жида, он не воняет, не чешется, не ловится социологическими опросами. Конечно, любой человек, не на уровне опроса, а на уровне чаепития и водкопития знакомый с русским православным духовенством знает - антисемиты чистой воды, даже больше, чем польские патеры. Но снаружи всё почти чисто. На поверхности даже некоторая юдофилия Лидера Нации - он и ермолку одевает, и синагогу посещает, и у Стены Плача что-то приказывает Создателю. Правда, Лидер Нации за годы правления переодевался в сотни национальных нарядов и профессиональных костюмов. Всё-таки шпион, переодеванию учён. А если судить по делам - внешняя политика России как была антиизраильской, так и остаётся. Ермолку на голову, вооружения на несколько миллиардов - на зачистку Святой Земли от евреев. Израиль молчал, молчит и будет молчать - а что тут говорить? Тут бомбоубежища строить надо, и строят.

Отец Александр Мень призывал деканонизировать "младенца Гавриила", как деканонизировали католики - вычеркнули из святцев - своих аналогичных персонажей. Деканонизация, конечно, не устраняет антисемитизм (и в Австрии, и в Польше, где такие святые были популярны, антисемитизм не исчез вовсе), но всё же атмосфера чище. "Естественно, не будет никакой деканонизации. Не надо с этим носиться", - отрезал Кураев. Чисто путинская, шаманская манера: нахмурить брови, скривить губы, чтобы внушительнее звучало. 

Возможно, деканонизации не будет. Тогда и православия не будет. Его и так уже почти нет. "Почти" - это в расчёте на то, что Дух Божий дышет, где хочет. Может подышать и там, где написали официальную бумагу в суд, чтобы трёх невинных женщин посадили якобы за нарушение правил поведения в храме. Один-единственный листочек. Маленькая бумажка для чиновника и огромный шаг в пропасть для многомиллионной Церкви. Потому что с тех пор, как по бумажке православного деятеля посадили этих женщин - качественно новая ситуация, и её уже не замазать призывами к помилованию, разговорами о том, что это, мол, верхи. Как получать через православного чиновника деньги на свою веру - так солидарны-коллективны-соборны, а как отвечать за тех, кого посадили по наводке чиновника - так ответственность сразу становится персональной? 

Кураев и ему подобные составляют в России большинство - до 80%. Они правят, они охраняют, они нападают, они учат, они мучат. Оставшиеся 20% - обречены. "Естественно, не будет никакой демократизации", если перефразировать Кураева. "Не надо с этим носиться". И ведь верно! Носиться - не надо. Надо это носить. Возмущаться не надо, звать государство на помощь не надо - антисемитское государство так поможет в борьбе с антисемитизмом, что быть евреем станет стыдно. Надо быть евреем - что означает, напомню, чисто жить, чисто веровать, чисто мыслить, и только одной чистоты избегать - той "конкретной чистоты", которой чешется зачистить весь мир.

А те люди, которые говорят: "Ну да, Кураев антисемит, но скольких людей он привёл ко Христу!" - задумывались бы над простым вопросом: оправдывает ли Христос средства. И случайно ли все эти миллионы людей, приведённые Кураевым ко Христу, с таким наслаждением топчут окружающих, гадят на планету или, как минимум, служат злу - потому что "не мы такие, жизнь такая". Жизнь, может, и такая, а вот вечная жизнь в Царстве Христовом - иная.

Священник Яков Кротов,

РАДИО "СВОБОДА", 5 сентября 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования