Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

«НОВАЯ ГАЗЕТА»: Мирная проповедь и ее аудитория. Материя религиозной жизни в Дагестане соткана гораздо более сложно, чем кажется сторонникам прямолинейной идеи пройтись по республике огнем и мечом


Материя религиозной жизни в Дагестане очень замысловато соткана. Гораздо более сложно, чем кажется сторонникам прямолинейной идеи пройтись по республике огнем и мечом

Со дня убийства духовного лидера суфиев шейха Саида Афанди Чиркейского прошло уже больше недели.

Восемь дней назад в дом к шейху пришла смертница и привела в действие "пояс шахида". Помимо Саида Афанди погибло еще 6 человек, находившихся на тот момент в комнате.

Последствия этого громкого убийства уже дают о себе знать. Представители различных религиозных течений публично обвиняют друг друга в лицемерии, но в мечетях раздаются листовки с призывом "ко всем исламским джамаатам" "не поддаваться на провокации и не доводить дело до физических расправ".

Пока не ясно, по какому пути дальше пойдет Дагестан. Будет ли это путь крови или путь примирения? Сегодня это зависит от каждого дагестанца.

Вооруженный конфликт в Дагестане более, чем в других республиках Северного Кавказа, завязан на религии. Так было всегда: исторически Дагестан — самый религиозный регион Кавказа, с множеством исламских течений и школ, уничтожить которые не удалось даже советской власти: в горных селах действовали мечети и подпольно изучались богословские книги.

В конце 90-х государственная власть сделала своей опорой суфийское течение в исламе, представители которого все 2000-е с успехом противостояли фундаментализму, "чтобы Дагестан не превратился во вторую Чечню". Однако за последние годы влияние суфизма на верующих сильно поубавилось.

В марте 2011 года сотрудниками Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан под грифом "Секретно" была подготовлена аналитическая записка "О наиболее острых проблемах религиозной сферы Республики Дагестан". В ней, кроме прочего, говорится:

"В последние годы, несмотря на значительные возможности ДУМД* по распространению своего влияния в республике, объединения вокруг единого управления не происходит, и единства в исламской общине Дагестана по-прежнему нет. У ДУМД остаются проблемы с расширением своего влияния на многие районы региона".

Основную причину этого авторы записки видят в следующем:

"Активная кампания ДУМД по распространению влияния С. Ацаева (шейха Саида Афанди) и его мюридов**, пропаганде тариката*** как единственного верного пути в исламе приводит не только к противопоставлению людей по линии следования за тем или иным шейхом, но и по линии следования или не следования тарикату вообще.

По нашим сведениям, в некоторых селах, где сильны позиции указанного шейха, происходит разделение людей на его мюридов и тех, кто не принял тарикат. Причем раскол идет и среди родственников, и среди друзей. Доходит до того, что мюриды не здороваются, не выражают соболезнований землякам, если они не являются последователями их шейха. Происходит формирование общественного мнения, враждебного к ним. Эти же процессы можно наблюдать и в городской верующей среде.

Кроме того, внутренняя борьба ослабляет позиции традиционного духовенства в борьбе с идеологией ваххабизма. Отношение исламского официального духовенства к данной проблеме резко изменилось, идет и расширяется критика в адрес Президента и государственных структур. После объединения усилий Духовного Управления с реальными силами государственных органов уже не стало возможным окончательно победить эпидемию чумы с религиозной окраской".

Далее приводится подробный анализ "болезней" ДУМД — от "низкого уровня исламского образования" до "внутренних интриг" и "все увеличивающихся денежных потоков", которые идут в Духовное управление из различных источников. В связи с этим авторы доклада рекомендуют подбирать новых духовных лидеров, начинать постепенное реформирование Духовного управления.

Записка была подготовлена для первых лиц республики, но затем ушла "выше" — в администрацию президента РФ. За все годы сотрудничества с властью это был самый серьезный "наезд" на Духовное управление Дагестана, которое более чем на 80% подчинялось Саиду Афанди.

Еще раз напомню: записка была подготовлена в марте 2011 года. Уже в августе в отставку с поста советника УВП администрации президента РФ был отправлен Алексей Гришин, который в кремлевской администрации курировал "взаимодействие госорганов с исламскими организациями". С его отставкой прекратилось и перечисление ежегодных траншей в ДУМД на "борьбу с ваххабизмом".

В декабре 2011 года из администрации президента в правительство уходит Владислав Сурков, человек, который курировал медведевский "мирный" проект в Дагестане (под патронажем генералов ФСБ, вахтовым методом навещавших республику).

Именно в рамках этого проекта в республике была легализована общественная организация "Ахлю сунна", объединившая духовных лидеров умеренных салафитов. (Долгое время официальная позиция в отношении салафитов была такова, что их фактически приравнивали к экстремистам, власти их деятельность официально не признавали и всеми силами притесняли.)

Затем начали проводиться круглые столы о мире и конфессиональном согласии с участием советников Медведева, был созван Съезд народов Дагестана, сформированы комиссии по "адаптации боевиков" к мирной жизни.

Вот на этой волне муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдуллаев и выступил с инициативой мирного диалога с салафитами, который благословил Саид Афанди.

Проводились частные встречи и консультации, и в апреле 2012 года была принята резолюция, некий пакт о ненападении: ДУМД признавал "ошибки прошлых лет", наличие умеренных салафитов и выражал готовность вести с ними переговоры. Однако власти — как республиканские, так и федеральные — узнали о перемирии уже постфактум: сторонники противоборствующих течений в исламе с успехом договаривались сами.

Но в этот момент "концепция" государства по данному вопросу поменялась.

В марте 2012-го новым президентом был избран Владимир Путин, и все "мирные" инициативы Медведева стали спускаться на тормозах, Суркова окончательно отодвинули от Кавказа, оставив ему право заниматься "имиджем РПЦ", а в Дагестан ввели дополнительный контингент войск.

В этих исторических обстоятельствах смертница и пришла в дом к шейху.

На следующий день на одном из сайтов боевиков появилось сообщение, в котором отрицалась причастность "лесных" к теракту. Однако спустя три дня на другом сайте ответственность за теракт в селении Чиркей взяли на себя представители батальона смерников "Риядус салихин". (Еще вопрос: как установить, кем наполняются такие важные источники информации, как сайты боевиков, и какому сайту "доверять" можно, а какому нет?)

Помимо этого боевики выступили с жесткой отповедью членам "Ахлю сунна": "Вы преступили все границы". К братьям по вере три претензии: они выступают против насилия в условиях оборонительного джихада, объявленного "лесными"; не берут в руки оружие; ведут переговоры с ДУМД.

Именно тут проходит четкая граница между умеренными салафитами и радикалами, и разделяет ее автомат. Одни считают, что в республике есть место для мирной проповеди и показывают это в лекциях, популярность которых среди молодежи постоянно растет. Другие же не видят для утверждения своего духовного пути иного способа, кроме войны с государством, отстрела чиновников, силовиков и общественных деятелей.

Материя религиозной жизни в Дагестане очень замысловато соткана. Гораздо более сложно, чем это кажется сторонникам прямолинейной идеи пройтись огнем и мечом по общинам, отделяя "правильных" верующих от "неправильных".

Следует четко понимать: за те 14 лет, пока мы спонсировали "борьбу с ваххабизмом" и оправдывали любое беззаконие силовиков противостоянием террористической угрозе, в республике выросло целое поколение умеренных салафитов. Они ведут свой бизнес, получают образование за границей и следуют своим духовным лидерам. Не замечать их существования уже не получится. С ними можно и нужно разговаривать. В этих условиях ставить умеренную салафитскую общину вне закона — значит санкционировать резню практически в каждом дагестанском селении. Кто от этого выиграет?

Только "Имарат Кавказ".

_______________
*Духовное управление мусульман Республики Дагестан.
**Последователей.
***Духовный путь.

P.S.В день теракта в селении Чиркей ассоциация ученых "Ахлю сунна" выразила соболезнование родственникам и близким погибших и в очередной раз подчеркнула свою принципиальную позицию: все разногласия можно и нужно решать в научном диспуте.

Официального заявления ДУМД после гибели Саида Афанди не было. Я знаю, что в одной частной беседе муфтий Дагестана дал понять: это сделали те люди, которые хотят посеять смуту. Его точка зрения во многом отражена и в листовках, которые раздаются в суфийских мечетях Махачкалы и адресованы ко всем мусульманским общинам:

"Убийство Саида Афанди аль Чиркави является политической провокацией, которая окончательно может стравить между собой мусульман Дагестана и довести до полномасштабной гражданской войны в регионе…

Братья, будьте бдительны и осторожны, не давайте волю чувствам. Скорее всего, это не последнее убийство известного и уважаемого человека в Дагестане… для того чтобы раскол среди мусульман дошел до физических расправ между собой. Но нельзя врагам Аллаха позволить достичь своих подлых целей".

В последние дни в Дагестане были озвучены и другие позиции — но они в данной ситуации не более чем личное мнение. Порой и с перехлестом.

Ирина Гордиенко
"
НОВАЯ ГАЗЕТА", 5 сентября 2012 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования