Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Борьба с церковными привилегиями. Доросла ли Россия до «правильного» антиклерикализма? Беседа с проф. Екатериной Элбакян


После агрессивных антицерковных акций и не менее агрессивных охранительных мероприятий православных активистов можно утверждать, что дискуссия между религией и ее критиками пошла по самому нежелательному, нецивилизованному пути. О том, что наука говорит о феномене антиклерикализма, журналист Дмитрий НАЗАРОВ узнал у доктора философских наук, профессора, координатора и научного руководителя проектов "Религиоведение. Энциклопедический словарь" и "Энциклопедия религий" Екатерины ЭЛБАКЯН.

– Екатерина Сергеевна, что вы можете сказать об антицерковной волне после вынесения приговора участницам группы Pussy Riot?

– Антиклерикальная тенденция в России, безусловно, усилилась, стала агрессивной. Ведь эта тенденция реактивна. Поскольку и арест, и сам процесс, и приговор над девушками из Pussy Riot были незаконными с точки зрения светского права и это стало очевидным всем, поскольку все это подтверждалось и оправдывалось позицией РПЦ, а следовательно, соответствовало клерикальной составляющей ее деятельности, которая в очередной раз вышла за рамки "церковной ограды", – последовало не только усиление, но, я бы сказала, ужесточение антиклерикальных настроений в обществе. Эти настроения привели даже к фактам прямого вандализма – спиливанию крестов в Челябинской и Архангельской областях представителями некой организации "народовольцев". Видимо, руководство РПЦ полагало, как и в случае со стоянием вокруг храма Христа Спасителя, что процесс над Pussy Riot сплотит народ вокруг Церкви. Ведь хорошо известно: ничто так не сближает, как противостояние общему врагу. Однако вышло наоборот – интеллектуалы, интеллигенция и даже отдельные священнослужители отходят от Церкви. Многие люди, которые до сих пор были индифферентны по отношению к религии, занимают антицерковные позиции, и общество, по существу, оказывается расколотым.

– Это уличные проявления антицерковной позиции, но что понимается под антиклерикализмом в научном религиоведении?

– Прежде чем понять, что такое антиклерикализм, нужно осмыслить его антитезу, то есть клерикализм. Потому что антиклерикализм возникает как реакция на клерикализм и, строго говоря, только в рамках этой дихотомии. Под клерикализмом обычно подразумевают те течения общественной мысли и практики, которые используют влияние религии практически на все сферы жизни общества. Если говорить о клерикализме в узком смысле слова, то он свойствен практически всем организационно оформленным религиям и религиозным направлениям. И это совершенно нормальный феномен в том случае, если его развитие происходит в рамках религиозной общины. Однако когда клерикализм переходит в стадию клерикализации (то есть становится, условно, клерикализмом в широком смысле слова), тогда происходит расширение "клерикального поприща", в которое включаются те сферы жизнедеятельности общества, которые или вообще не связаны с религией, или связаны с ней весьма опосредованным образом. Предельной формой клерикализма является правление в форме теократии, при которой лидер государства является одновременно и духовным лидером. В систему процесса клерикализации во многих странах входят религиозно ориентированные политические партии, а также организации – профсоюзные, женские, молодежные. Таким образом, религия оказывается включенной в социополитический контекст, более того, она нередко оказывается неким ядром и катализатором общественных процессов.

Cпецифика российского варианта клерикализации заключается в том, что в стране, где Министерством юстиции официально зарегистрировано свыше 60 религий, можно говорить о клерикализации, осуществляемой в основном одним религиозным направлением – Русской Православной Церковью и лишь отчасти, в мусульманских регионах, исламскими направлениями. То есть получается своего рода избирательная клерикализация.

Антиклерикализм – это здоровая реакция на клерикализацию. И в этом смысле он вторичен. Антиклерикализм – это существующая с давних времен попытка вырвать из власти клерикализма те сферы, которые не имеют отношения к религии, оставив за ними светский статус. Антиклерикализм как социальное движение против церковных привилегий в обществе может иметь в своей основе как секулярное, так и религиозное мировоззрение.

– То есть это не то же самое, что атеизм?

– Нет, конечно. Антиклерикализм – это одна из форм свободомыслия, так же как, например, скептицизм (сомнение) или индифферентизм (безразличие) в отношении к религии. Атеизм в данном ряду является наиболее радикальной формой, но знак равенства между, например, воинствующим атеистом и человеком верующим, но не считающим правильным засилье Церкви в светском, гражданском обществе, или с человеком, колеблющимся между верой или неверием, сомневающимся, ищущим, разумеется, поставить нельзя.

В Средние века антиклерикализм принимал форму отхода от господствующей Католической Церкви в форме различных еретических направлений: плебейско-крестьянских и бюргерских, пантеистических и дуалистических и прочих. Их представители критиковали социальную роль Церкви, общества и государства, функционировавших на основе церковных установлений. Хочу отметить, что критике в данном случае подвергали, как правило, внешние стороны религиозности – церковную организацию и культ. Само по себе религиозное сознание и центральный элемент – религиозная вера – антиклерикалами не затрагивались. Собственно антиклерикализм как таковой уже в Новое время лежал в основе борьбы за веротерпимость, за свободу – вначале вероисповеданий, а потом шире – и совести. Что остается весьма актуальным и в наши дни.

В России вся смеховая, карнавальная культура также несла в себе, имплицитно или явно, антиклерикальные элементы. Если говорить об отношении народа к Православной Церкви, то тут антиклерикальные черты проступают очень явственно. И причиной тому деятельность самой Церкви, которая представала перед народом по большей части в форме обрядов и суеверий. Библия была переведена на русский язык только в 1864 году. Но с учетом безграмотности населения читать ее, а тем более понимать народ не мог. Ему приходилось верить на слово священникам. Но, видя их образ жизни, мягко говоря, не соответствующий провозглашаемым народу нравственным ценностям, народ прямо и откровенно наделял попов нелицеприятными эпитетами. Именно это и рождало антиклерикальные настроения в среде "народа-богоносца". Именно эти настроения и были причиной той легкости, с которой поголовно верующий народ в одночасье вдруг стал неверующим в 1917 году. И, надо сказать, остается в своем сознании таковым по сей день, несмотря на позиционирование себя в качестве православных верующих.

– С чем связаны антиклерикальные идеи сегодня?

– Ясное дело, что чем явственнее будут навязываться общественному сознанию клерикальные идеи, тем сильнее будет их отторжение в форме антиклерикального мировоззрения – причем как верующих людей, так и неверующих. Антиклерикализм сегодня противостоит теократизму. Он тесно связан с идеей и практикой демократических свобод и идеалов гуманизма, до усвоения которых самые развитые общества нашей цивилизации уже доросли.

"НГ-РЕЛИГИИ", 5 сентября 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования