Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СОБЕСЕДНИК": Правда о PRавославных активистах. Дело "Pussy Riot" породило настоящее процерковное ополчение «православных активистов». Кто эти люди, насколько тесно они связаны друг с другом и РПЦ МП?


Они организуют патрули для защиты от "поругания", срывают рубахи с "кощунников" и грозят кирпичом эротическому музею. Дело Pussy Riot породило настоящее процерковное ополчение "православных активистов". Кто эти люди, насколько тесно они связаны друг с другом и РПЦ – выяснял "Собеседник".

Миссионер от хиппи

– Мы проповедовали в омоновском автозаке, набитом революционерами, в автобусе, полном гомосексуалистов.

Так мне рассказывает Дмитрий "Энтео" Цорионов, автор последних выходок "в защиту церкви". Он один из тех, кто на днях заставлял "кощунника" снять футболку с Богородицей в балаклаве, кто являлся незваным гостем на спектакль по Pussy Riot и даже в музей эро­тики.

Сам Цорионов – миссионер, закончил специальные курсы "уличных проповедников", открытые отцом Даниилом Сысоевым (священник был убит в 2009-м, по основной версии – за резкие высказывания об исламе).

– Сейчас важное для нас направление – работа с либеральной общественностью, – говорит Дмитрий. – Под стенами суда мы говорили сторонникам Pussy Riot о Боге, одну активистку чуть не склонили к покаянию прямо на месте.

Дмитрий и сам – раскаявшийся. В прошлом – "индуист, буддист и наркоман". Такой компромат сразу после инцидента с футболками опубликовали на него блоггеры. Но Дима от своего прошлого и не открещивается:

– У нас была большая тусовка хиппи, но почти все потом пришли к Богу, – уверяет он. – Разными путями. Один после обряда языческого посвящения начал видеть чертей в выключенном телевизоре. Потом стал ходить в церковь.

Сам Дима тоже пришел к вере, как он выражается, "мистическим образом". В армии.

Патруль от поругания

А вот инициатор "православного патруля" Иван Отраковский – сам потомственный военный. Закончил военно-морское училище, служил в Чечне. После армии занялся бизнесом.

– У меня была своя компания, я занимался и черным металлом, и нанотехнологиями, – говорит 37-летний Иван. – Но как-то ехал ночью в метро. И там откуда-то взялся батюшка в вагоне и говорит: "Тебе нужно в храм, в тебе много агрессии". На следующий день я пошел в церковь.

А года два назад Иван оставил бизнес и начал создавать свое движение "Святая Русь". Сейчас в нем около сотни активистов.

– Это люди разных возрастов и профессий, главное, чтобы они были крещеными, – рассказывает Иван. – Три раза в неделю мы занимаемся спортом, по субботам выезжаем в лес на тренировки с оружием. Наша главная задача – чтобы воцерковленных людей было не миллион, а все 100 миллионов.

Но пока до достижения мегазадачи еще далеко, Иван со товарищи решили хотя бы охранять храмы от возможного поругания.

– У нас семь мобильных бригад по пять человек в каждой и пять пеших патрулей, – говорит Иван. – Мы произвольно выбираем пару районов для дежурств. Понимаем, что всю Москву и область, конечно, не охватим.

Силовая поддержка

Тема православных дружин поднималась задолго до истории с Pussy Riot. В 2008-м идею подал протоиерей Всеволод Чаплин. Но тогда все ограничилось недолгой шумихой в СМИ. Коллеги из православных организаций полагают, что та же история выйдет и с нынешней инициативой "Святой Руси". Хотя, может, они просто ревнуют, что сами не успели с ней выступить.

– Мы не знаем ничего об их движении, – говорит сопредседатель "Народного Собора" Олег Кассин. – Но еще на своем июльском митинге мы постановили учредить координационный центр по защите церкви от нападок. Задача – собрать представителей СМИ, юристов и группу православных мирян, которые будут не просто патрулировать все подряд, а обеспечивать порядок во время молебнов, крестных ходов.

Тем более что аналогичный опыт у НС уже есть. В апреле они не дали сторонникам Pussy Riot провести еще один "панк-молебен" в храме Христа Спасителя. Тогда ХХС был буквально оцеплен внутри и снаружи мускулистыми парнями.

– По согласованию с полицией в храме дежурило более 50 наших ребят, – говорит Кассин. – Это представители спортивных, ветеранских организаций, которые с нами сотрудничают, участники военно-патриотических клубов.
Но откуда взялись такие обширные связи? Дело в том, что до появления "Народного Собора" семь лет назад многие его активисты и основатели состояли в ультраправых объединениях, начиная с РНЕ.

– Просто к началу 2000-х многие поняли, что национализм неприемлем для нашей власти, – говорит политолог Алексей Макаркин. – Вместо того чтобы ходить со свастикой и нарываться на проблемы, лучше "прислониться" к церкви. Во многих таких организациях национализм и православие до сих пор совместимы.

И подобные связи подпитывают православных крепкими кадрами. Даже миссионер Энтео признал, что на акции, где требуется силовая поддержка, приглашает спортивных фанатов.

Защитный круг

Моральная поддержка духовенства у активистов тоже имеется – так утверждают и они сами.

– Хотя поддерживают их в разной степени, – уточняет Макаркин. – Есть, например, Кирилл Фролов, который давно и близко работает со структурами патриархата. Есть круг убитого Даниила Сысоева, о котором вообще-то в РПЦ очень разные мнения.

Но теперь, похоже, церковь решила объединить и ближних, и дальних. На днях синодальный отдел Патриархии выступил с инициативой создания Всероссийской ассоциации молодежных православных организаций. В Интернете тут же началась паника, мол, церковь собирает "воинство". Но выходцы из самой среды сомневаются, что православных удастся сплотить.

– Движения слишком разнородны, – говорит один из бывших православных активистов. – Серьезные организации вроде НС недолюбливают "выпендрежников" вроде Энтео или эпатажных "хоругвеносцев". Очень ревнуют к ТВ-камерам Фролова, который выступает главным спикером даже на чужих мероприятиях. Активисты слишком конкурируют за внимание СМИ и церкви. Многие надеются с помощью одобрения церковной власти дорваться до светской.

Потребности в продвижении тут сходятся у обеих сторон.

– Церковь проиграла информационную войну по Pussy Riot, – говорит Олег Кассин, рассказывая о будущих планах "по защите духовных ценностей".

– Мы молились, чтобы Господь помог нам использовать СМИ для пиара, – уверяет Дима Цорионов.

Станет процерковный пиар системным или нет, мы в любом случае еще немало услышим о православных общественниках.

Между тем

Убийство двух женщин в Казани прогремело на всю страну из-за надписи Free Pussy Riot, сделанной кровью жертв на стене. Представители православной общественности тут же бросились обвинять в преступлении сторонников осужденной группы. Тем более что до этого протоиерей Всеволод Чаплин уже практически предсказал возможность таких зверств.

– Люди, которые сегодня спиливают кресты, в дальнейшем могут дойти до насилия и убийства, – заявил он за 4 дня до события.

Органы поспешили пресечь провокационные домыслы – по горячим следам задержали подозреваемого. Это 38-летний преподаватель одного из местных вузов, убийство он совершил по личным мотивам. А надпись, по собственному признанию, сделал для отвода глаз.

Однако некоторые блоггеры утверждают, что надпись была сделана уже после преступления. Сторонники Pussy Riot считают ее появление провокацией со стороны властей и православных активистов.

Лиана Налбандян,

"СОБЕСЕДНИК", 6 сентября 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования