Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Церковь защищается и атакует. Проблема в том, что РПЦ МП слишком мало объясняет


Ситуация вокруг Русской православной церкви сегодня настолько сложна, что кричать и митинговать по этому поводу ни в коем случае нельзя. Необходимо спокойное осмысление происходящих процессов, а не реакция на то или иное высказывание.

В отношениях церкви и общества существует своего рода цикл приливов и отливов. Прилив происходит, когда миллионы прежде неверующих, долгое время абсолютно оторванных от религии, устремляются в храмы. Многие из них не вполне осознают, зачем они это делают — следуя моде, в знак протеста против прошлых запретов или в поисках еще неизведанных ощущений.

Церковь сначала принимает эту массу такой, какая она есть. Это ее долг — приветствовать любой шаг человека в сторону храма. Она надеется, что "новобранцы" начнут постепенно меняться. Что их вера из чисто внешней превратится в более глубокую, а значительная часть атеистического наследства будет переосмыслена и отвергнута.

Такой "прилив" — своего рода медовый месяц между церковью и новичками, когда священники кажутся либеральными и совсем не требовательными. Расчет церкви оказывается во многом верен: значительная часть новообращенных постепенно воцерковляется в той или иной степени. Сколько таких людей в процентном выражении, сказать трудно, никто этого не считал. Но остаются и массы тех, кто не готов к отказу от привычного образа жизни, хотя жизни совсем без религии они себе уже не представляют.

И в этот момент церковь говорит: выбирайте, прошло уже достаточно времени, нельзя сидеть на двух стульях. Так происходит потому, что недавние атеисты привнесли с собой слишком много нехристианского и церковь вынуждена защищаться. Прилив заканчивается, наступает время отлива. Именно этот болезненный период мы и наблюдаем сейчас.

Как реагируют на "неожиданную" строгость церкви те, кто хотел усидеть на двух стульях? Так, как свойственно большинству людей. Одни говорят, что церковь отстала от жизни и должна пересмотреть свои принципы. Другие указывают на грехи самих иерархов: "Не вам нас судить, на себя посмотрите".

В чем здесь можно упрекнуть РПЦ? В том, что церковь слишком мало объясняет. Возродившись благодаря победе либеральных и демократических идей, которые сокрушили тоталитарный уклад, она должна понимать, что человек, воспитанный на этих идеях, готов принять только те запреты, причина и справедливость которых ему ясна. Убийство, воровство, жестокость — это плохо, и даже абсолютно нерелигиозный человек в современном обществе чувствует это. Но почему является злом гражданский брак? Что плохого, если человек перебирает нескольких партнеров в поисках будущей жены/мужа? Почему женщина не должна носить брюки?

Священство в массе своей отвечает: так велено, просите Господа вразумить вас, и Он ниспошлет понимание. С догматической точки зрения такой ответ, наверное, верен, но для свободомыслящего человека, жаждущего объяснений, он недостаточен. В этом один из главных признаков "отлива" и одна из причин конфликта, который мы наблюдаем.

Другая причина связана с политикой. Патриарх Кирилл прямо говорит, что РПЦ должна играть в обществе более активную роль. Однако это пугает как невоцерковленную часть народа, так и власть.

Во-первых, многие чувствуют, что церковь в России не имеет опыта политической деятельности в условиях плюрализма. Во-вторых, люди боятся, что клерикалы, перейдя из положения гонимых (в советские времена) в положение правящей силы, могут перегнуть палку. В-третьих, граждан смущает слишком явный, по крайней мере внешне, симбиоз церковных и светских властей. Ведь нынешняя государственная власть заставляет служить себе большинство общественных институтов. Вопрос: не станет ли и церковь своего рода департаментом власти по работе с верующими и наказанию инакомыслящих?

Но и государство знает, что церковь во времена своего расцвета всегда пыталась влиять на власть, а противостоять этому влиянию, не подрывая общественные устои, было очень трудно. Да и что конкретно означает активное участие церкви в жизни страны в нынешних условиях? Опыт Запада показывает, что практически это выражается в создании влиятельных общественных институтов — молодежных и женских организаций, школ, политических движений, ориентирующихся на авторитет духовных властей, а не государства. Для власти, стремящейся контролировать все и вся, это серьезная угроза.

Поэтому патриарх прав: действительно, появились силы, которые недовольны церковью. Не какая-то одна злонамеренная сила, а много разных, и это неизбежно в период "отлива", который к тому же совпал с обострением политической борьбы. Плохо то, что на защиту РПЦ бросилась пока та часть духовенства, которая всегда боролась с либерализмом. Был бы жив отец Александр Мень, он бы наверняка стал не столько запрещать и наказывать, сколько думать о том, какие новые аргументы предложить обществу в новых условиях.

Григорий Мармеладов,

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ", 23 апреля 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования