Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

«РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ»: Православные «грантоеды», или Что такое гранты и с чем их едят? Что такое гранты на самом деле, и как их использовать


Церковь активно осваивает новый для себя механизм финансирования – грантовые конкурсы. Какие задачи позволяет решить этот механизм, в чем его сильные стороны, и какие существуют альтернативы? "Нескучному саду" рассказала об этом эксперт "CAF Россия" Марина Мухина.

В прошлом году, в рамках грантового конкурса "Православная инициатива", среди более чем трехсот православных проектов было распределено более 100 миллионов рублей. А в прошедшую пятницу под председательством Патриарха в Даниловом монастыре состоялось очередное заседание Координационного комитета по поощрению социальных и прочих инициатив под эгидой Русской Церкви. Главной темой заседания стало развитие церковной грантовой системы и перспективы конкурса "Православная инициатива".

Слово "грант" – относительно новое в церковном лексиконе. До недавнего времени у нас оно использовалось чаще в контексте осуждения "грантоедов", то есть организаций, которые существуют на деньги западных благотворительных фондов. Что такое гранты на самом деле, и как их использовать мы спросили руководителя группы развития и консультирования "CAF Россия" Марину Мухину:

"Грантовые конкурсы широко используются при распределении средств в различных сферах, – рассказывает она. – Этот механизм используется в многочисленных программах российского и зарубежного бизнеса, в работе частных и корпоративных фондов, правительственных агентств. В отличие от иных известных форм поддержки (таких, как "адресная" помощь, или прямое финансирование организаций), грантовый конкурс имеет ряд важных преимуществ для всех участников: и для финансирующей стороны (донора), и для благополучателей.

Конкурс создает условия и собирает лучшие проекты в рамках заданной темы. В отличие от так называемых экспертных грантов (т.е. "полузакрытого" отбора) и от "тендеров", имеющих жесткие рамки, условия открытого конкурса позволяют получить значительно больший спектр возможных идей и решений.

На следующем этапе отбираются лучшие проекты из предложенного спектра. Отбор совершается на основе заранее определенных требований и критериев. В конкурсном отборе важную роль играет экспертный совет, который принимает решение о финансировании тех или иных проектов, а также собирает и выдает рекомендации по выработке реалистичных ожиданий и достижению основных целей программ. Иными словами, участие экспертного совета направлено на повышение качества программ и благотворительной деятельности в целом.

Экспертный совет является независимым органом, в его состав входят независимые эксперты, которые привносят в конкурсный отбор разнообразие подходов и разнообразные видения проблем. А это, в свою очередь, способствует снижению рисков при отборе победителей.

Создавая конкурентные отношения, то есть "соперничество" среди заявителей, и развивая их проектную культуру (формулирование четких целей – задач – ожидаемых результатов), конкурсный механизм повышает их профессиональность, что благоприятно влияет на развитие потенциальных участников.

Конкурсный механизм является технологичным процессом. Все процессы и процедуры конкурса повторяемы и корректируемы. Предлагая единые условия для участия в отборе, задавая общие программные рамки и централизованное управление, конкурсный механизм значительно оптимизирует расходы "донора".

Конкурсный механизм предлагает прозрачные и открытые процедуры участия. Возможность и условия, критерии, способы отбора и принятия решений -- публичны и находятся в общественном доступе. Прозрачность и открытость являются одними из основных условий доверия, а независимый экспертный совет является гарантом прозрачности и открытости конкурсного отбора.

Известно, что грантовые программы являются хорошим подспорьем для PR-кампаний. Ведь средствами массовой информации, как правило, освещается не только сам ход конкурсного отбора, но и дальнейшее развитие программ, получивших поддержку. Кроме того, полученные на конкурс заявки, как правило, обозначают "проблемные точки" в той или иной области, т.е. предоставляют информационный срез наиболее актуальных потребностей и проблем, требующих внимания, решения и финансирования. Полученные данные свидетельствуют также об активности общественности и потенциале вовлечения различных групп населения в процессы социально-экономических изменений и развития. Министерства эти данные впоследствии могут учитывать для корректировки параметров своих программ, а также при дальнейшем развитии или иной деятельности".

Марина Мухина
"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 24 апреля 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования