Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Своя дорога к храму. Необычный священник работал на "Мосфильме" с Андреем Тарковским


Отец Иоанн, в миру Святослав Гаврилов, принимал участие в съемках "Андрея Рублева", "Соляриса" и "Сталкера". Сейчас святой отец оставил Москву и своими силами восстанавливает древний храм Вознесения в мышкинской глубинке. Батюшка не скрывает, что решиться на подобный шаг ему помогло творчество знаменитого режиссера.

В церковь Святослава первый раз привела няня Арина. Позже он поступил в художественную школу, а на каникулах ездил в Псково-Печерский монастырь помогать монахам реставрировать храмы.

В 1960 году, после школы, Гаврилов подал документы в духовную семинарию Троице-Сергиевой лавры. Не сложилось. "Меня сразу вызвали в горисполком, - рассказывает отец Иоанн. - Оказалось, строгий партработник уже получил по шапке из-за моего заявления и был настроен очень решительно. Мне поставили условие: или я забираю документы, или отправляюсь на Колыму". От карьеры священника пришлось отказаться.

Но судьба все же преподнесла ему подарок. Молодого художника направили работать на "Мосфильм". Работа на киностудии была для него в диковинку. До этого ему не приходилось строить целые миры на маленьких съемочных площадках. Втянулся Святослав быстро и вскоре с успехом оформлял декорации к постановкам, которые быстро приобрели популярность. Его первым фильмом стала "Оптимистическая трагедия".

Но по-настоящему судьбоносной стала для будущего священника встреча с Андреем Тарковским.

- Ни до него, ни после я не видел столь мудрого режиссера, - говорит отец Иоанн. - Тарковский был пророком, и работа вместе с ним делала людей другими, здорово их меняла. Тарковский очень серьезно относился к каждой мелочи и людей в свою команду подбирал по тому же принципу. Он мечтал, чтобы между ним и подчиненными не было недопонимания...

Молодым людям не пришлось долго привыкать друг к другу. Они читали одних и тех же авторов - Соловьева, Флоренского, Платона. Часами могли беседовать на философские темы, не обходили стороной дела духовные и даже мистические. По словам отца Иоанна, Андрей уже тогда чувствовал, что на него возложена особая миссия.

Первым фильмом, над которым вместе работали Станислав Гаврилов и Андрей Тарковский, был "Андрей Рублев".

Гаврилов рисовал декорации и даже расписывал Владимирский собор. Теперь ему очень жаль, что фрески делались на скорую руку и после съемок стали быстро разрушаться.

Над "Солярисом" Станислав Гаврилов работал уже в качестве художника-постановщика. И если в "Андрее Рублеве" стояла задача отстроить Храм на земле, то в "Солярисе" пришлось строить Храм в космосе.

Потом был "Сталкер". Гаврилов несколько месяцев готовил декорации: что-то переделывал, испытывал истинные, сладкие, как сам говорит, муки творчества. Съемки должны были вот-вот начаться, как вдруг фильм прикрыли. "Я вдруг понял: пора что-то резко менять в своей жизни, - продолжает отец Иоанн. - Сама судьба намекнула мне на это". Художник расстался с кино, бросив столь успешно начавшуюся карьеру. Тарковский заканчивал "Сталкера" уже без него.

После "Мосфильма" он устроился на работу в издательство Московской патриархии. "У Андрея был дар пророка, - вспоминает отец Иоанн. - Он умел повлиять на людей, в том числе и на меня. Его творчество приближало к Богу. И в моем пути к Творцу я должен был сделать решительный шаг вперед". В 1990 году художник Гаврилов был рукоположен в священники под именем Иоанн и отправился в Охотино восстанавливать храм Вознесения, который стоит на живописном берегу Волги, прямо напротив маленького города Мышкина.

До 1961 года храм был действующим. Но при Хрущеве его закрыли и разграбили. Батюшка постепенно возвращает церковь к жизни. Все делает сам. Средств не хватает, поэтому более чем за 10 лет сделать удалось не много. Священник намеренно не ходит по инстанциям и не просит денег у спонсоров. Считает, что Бог обязательно пошлет человека, который поможет храму. За прошедшие 10 лет такой человек так и не появился. Иоанн не ропщет: на все воля Божья.

Селяне своим вниманием церковь жалуют редко. А если появляются в храме, то не всегда с благими намерениями. Не раз в церковь захаживали воры. В последний раз они умудрились сделать подкоп под толстыми стенами. Ломами пробивали гранитный пол. Искали старые иконы. Проникнув внутрь, ничего ценного не обнаружили, а хлопот отцу Иоанну прибавили. Пришлось закапывать большой лаз и вновь бетонировать пол.

Отец Иоанн поддерживает отношения с зарубежной паствой. Недавно он стал почетным настоятелем часовни Святой Анастасии Узорешительницы, построенной в Мышкине и с благословения Патриарха перевезенной в 1997 году в Италию.

"В Италии я встретил священника, который причащал Андрея Тарковского в последние годы его жизни, - рассказывает батюшка. - Его воспоминания очень важны для меня. Ведь с Андреем после его отъезда за рубеж связаться было невозможно. Он жил и умер как пророк. И это настоящий подарок Творца, что я встретил его на своем жизненном пути".

Александр Сергеев

17 июня 2003 г.
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования