Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": Потеря субординации как бесовское наваждение. Корреспондент портала «Кредо» на стоянии у ХХС насчитал всего 15 тысяч. Я бы сказала, тысяч 20-30


Около 65 тыс. верующих приняли вчера участие в молении "в защиту веры" у храма Христа Спасителя, по версии столичного МВД. Корреспондент портала "Кредо" насчитал всего 15 тысяч. Я бы сказала, тысяч 20-30. Был заполнен весь тротуар перед храмом Христа Спасителя со стороны Волхонки и две трети проезжей части, народ стоял и за турникетами ближе к Гоголевскому бульвару, но не потому, что внутри турникетов не осталось места — просто некоторые хотели оставить себе свободу маневра. Когда я подошла к металлоискателям со стороны Знаменки около двух часов дня (молитвенное стояние было назначено на 14:00), никакой толпы на входе не оказалось — за исключением редких одиночек почти все уже дисциплинированно стояли возле храма.

Многие остались на молебен после литургии, которую отслужил патриарх Кирилл, возглавивший затем молитвенное стояние. Иногородние тоже, видно, приехали заранее. Примерно 2/3 публики составляли люди за 50 и до 20-ти. Ученики православных гимназий, кадетских корпусов, семинаристы, члены православных общественных движений, в основном молодежных — массово были представлены, например, "Георгиевцы" и Братство святого Белогорья, их флаги кучно высились над толпой. Приехали целые приходы во главе с батюшками из Подмосковья, Пензенской, Тульской, Нижегородской, Калужской и других епархий (по окончании молебна все дружно фотографировались на фоне храма), не осталось в стороне и казачество. Среди москвичей было немало тех, кто пришел самостоятельно, некоторые семьями (но процент москвичей в общей толпе был явно невелик).

После литургии (до молебна оставалось еще часа два) народ развлекали транслировавшимися с мониторов выступлениями Никиты Михалкова, Натальи Нарочницкой, Павла Астахова, архимандрита Тихона (Шевкунова) и др., призывавших защитить "честное имя" РПЦ МП и ее патриарха. Но все, с кем мне удалось поговорить, явно не готовы были размениваться на частности (или не очень об этих частностях знали) — люди дружно твердили о необходимости защищать "веру" и "святыни" от "врага рода человеческого". И их позиция, если честно, кажется мне куда более трезвой, чем инвективы представителей патриархии в адрес "антицерковных сил", особенно если учесть, что силы эти сосредоточились в Великом Устюге и Невинномысске, где от рук каких-то безумцев пострадали иконы и поклонный крест. "Оскверненные святыни" к молебну доставили в Москву, установив перед храмом Христа Спасителя на специально сооруженном постаменте.

"Если мы не будем защищать наши святыни, то вообще скоро встанем на четвереньки. Это все для вразумления и просвещения народа нашего", — втолковывала мне пожилая женщина из Москвы. "Вот Страстной монастырь разрушили, — объясняла другая из Щёлково (на молебне были сторонники восстановления монастыря с большим транспарантом), — это же тоже поругание святынь". Гимназисты из Калуги (говорил мальчик лет тринадцати, девчонки, опустив глаза, хихикали) к идее молебна отнеслись "нормально": надо дать отпор дьяволу, который часто воплощается в людях (намек на Pussy Riot, возможно, но никакой конкретики вытянуть из ребят не удалось). Зато еще одна москвичка лет 60-ти прямо сказала, что "девчонки эти, может, по неведенью, по глупости свой поступок совершили, но за ними стоят бесовские силы". Ребята из Тулы радовались, что собралось столько людей на совместную молитву: помолиться всегда хорошо, а всем миром тем более. И только молодая семейная пара из Москвы с двумя девочками лет пяти и шести облекла свои эмоции в идеологически правильные слова: "Возмущает эта вакханалия в прессе... и вообще... люди потеряли всякую... субординацию", — негодующе сказала мать семейства.

В общем, пожелание патриарха Кирилл не устраивать митинга, поскольку "Церковь не проводит митингов", можно считать исполненным. Народ расходился с площади, тихонечко напевая "Христос воскресе из мертвых..." — празднование Пасхи продолжается. Из контекста выбился только один молодой человек, который стоял уже почти у самой Знаменки и раздавал проходящим листочки с отрывком из беседы Иоанна Златоуста "О том, как надлежит поступать с кощунниками". Листочек с некоторыми не вполне корректными сокращениями, но доносил до читателя наставление Иоанна: "Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди".

Насколько действенной окажется молитва "о стране нашей, о народе ее", покажет время. Но то, что церковь, не в силах справиться с вызовами современности, методично втягивает страну в архаику, научая паству объяснять жизненные коллизии или бесовским наваждением, или потерей субординации, молебен показал определенно. А те, кто с такими установками несогласен, судя по всему, на молебен просто не пришли — то есть не поддержали патриархию в ее, пожалуй, самой массовой на сегодняшний день акции.

Светлана Солодовник,

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ", 23 апреля 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования