Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА»: О естественном и спекулятивном в скандале вокруг РПЦ. Публичность рушит сакральность автоматически


Интеллект, аскеза и власть (умение властвовать) – это, конечно, главное, что позволяет сегодня успешно руководить любыми большими социальными, политическими и государственными системами.

Интеллект, аскеза и власть в сумме – это святость. В секулярно-политическом, не в религиозном смысле. То есть то, что позволяет лидеру быть лидером по духу, праву и достоинству. Легитимным лидером – вне зависимости от выборов, собственных и институциональных прегрешений, ошибок, наветов и неизбежной критики.

Критики есть всегда и у всего. Даже у самого непогрешимого. Но не всегда голоса критиков становятся определяющими в хоре. Только тогда, когда рушится сам институт святости.

Любой лидер – человек. Раньше большинство простых людей даже не смели и не умели думать об этом. Но сейчас это многие знают, а большинство – догадывается. Тем, кто не догадывается, об этом рассказывают СМИ. Априорные сакральность и непогрешимость лидеров ушли в прошлое.

Современная жизнь публична, политика публична в особенности. Если грехов нет в реальности (а где человек без греха и где без греха лидер?), это не значит, что его грехи не возникнут как факт в виртуальной реальности – в массовом телеинтернетсознании?

Фото- и видеокамеры сначала укрупняют лидера, наглядно – без специальных пояснений – демонстрируют его величие и его исключительность (непохожесть на простых людей); приносят его канонический и непогрешимый образ в каждый дом, в каждую семью. Лидеры возрадовались этому. Но радость была преждевременной, а положительный эффект скоротечным.

Фото- и видеокамеры укрупняют не только достоинства и исключительность. Они укрупняют и всё остальное: не видимые издалека изъяны, недостатки и грехи. Увеличительное стекло увеличивает всё, а не только то, что хочется тому, на кого это стекло направлено. Кроме того, фото- и видеокамеры уничтожают дистанцию между лидером и обществом, между пастырем и паствой. И тогда сакральность рушится сама собой. Ибо необходимым (хоть и недостаточным) условием сохранения святости являются дистанция и наличие сокровенного, тайного, скрытого от глаз даже сторонников и последователей.

Наконец, в увеличительное стекло современных медиа заглядывают не только и даже не в первую очередь сторонники и последователи. Эти ещё готовы сами соблюдать резко сократившуюся дистанцию и – блюдя сокровенность – закрывать глаза на то, что уже давно показывается всем.

А вот критики, оппоненты, противники, праздные зеваки и профессиональные "срыватели всех и всяческих масок", то есть журналисты, которые смотрят в то же увеличительное стекло, что и застенчивые последователи и поклонники, видят в нём совсем другое. И обета молчания они не давали. Напротив, у них другие обеты и другие заветы.

Публичность рушит сакральность автоматически. Эту фразу можно читать в любую сторону – оба прочтения будут правильными.

Тот, кто вступил в публичность, рушит свою же сакральность. И помощников в этом деле ему сразу найдётся много. Даже больше, чем он предполагал. И недоброжелательных помощников будет больше, чем доброжелательных. А среди недоброжелательных всегда найдутся и злонамеренные.

И вот тогда крики критиков становятся определяющими в хоре. Можно назвать этот хор толпой. И, в общем-то, справедливо. Но от этого он не исчезнет.

Такова реальность сегодняшней жизни. Тем более что охваченная потребительством снизу и гедонизмом сверху толпа жаждет: 1) либо утвердиться в самоуспокоительном и всё оправдывающем мнении, что "они такие же, как и мы"; 2) либо получить ради сохранения веры идеальной или веры "хоть во что-то и хоть в кого-то" примеры обратного.

Но лидеры, как я уже сказал, тоже люди. Примеры обратного давать тяжело. В эпоху всеобщей публичности (уже и технологической, а не только социальной) – практически невозможно.

И что тогда? То, с чего я начал: интеллект (основа лидерства), аскеза (не существующего не увидишь) и власть (действенная воля не сдаваться самому себе и вести за собой других ради высшей цели).

Святыни колеблются. Тайны рушатся. Но они должны оставаться. Иначе рушится мир. Искусство и воля сохранять их – залог лидерства.

Виталий Третьяков,
"ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА", №16 от 18 апреля 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования