Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.РУ": Отлучение от государства. Скандалы вокруг РПЦ МП и ее иерархов показывают, что перемены в РПЦ МП необходимы


Реформа Русской православной церкви — ее внутреннее дело. Но начать ее может только реальное отделение церкви от государства. Тогда она вынуждена будет меняться, приводя нормы жизни клира в соответствии с декларируемыми этим же клиром ценностями.

Русская православная церковь будет реформирована только после смены политических порядков в России, ее превращения в либерально-демократическое государство. При сегодняшнем положении дел, когда высшие церковные начальники фактически являются частью правящего в России класса бизнес-чиновников, следующие христианским заповедям клирики лишены возможности руководить церковью.

Ситуация в церкви похожа на ту, что сложилась в российской экономике и политике: жизнь клира и мирян опутана липкой паутиной чиновного надзора. Религия должна стать исключительно частным делом граждан, равно как россияне должны получить право заниматься бизнесом, создавать политические партии и получить наконец в свое владение приватизированное бюрократами государство.

С РПЦ происходит то же, что и с другими институтами российского общества. Незавершенная революция, начавшаяся в конце 80-х годов, и здесь привела к власти людей с печатью советского прошлого в душах и бизнес-планами в головах.

Патриарх Кирилл выражает радость по поводу того, что большое число россиян приняло участие в пасхальных богослужениях, считая это ответом той части нашего общества, которое в последнее время критиковало лично патриарха за стяжательство, ложь и лицемерие. Это рутинный образец мысли коммунистического или связанного с ним преемственностью современного партийно-политического руководства. Его представители всегда отождествляли отечество с начальством и считали, что забота общества о первом означает всенародную любовь ко второму — к их идеологии, повадкам и причудам. То же самое происходит сегодня с христианской верой или же, скажем осторожнее, тяготением наших соотечественников к древним обрядам русского православия. Оно также используется для оправдания того, что оправдания не имеет.

Но здесь видна и другая черта российского чиновничества: мнение народа его мало интересует до тех пор, пока он демонстрирует покорность и подчинение. Вот и патриарх после скандалов с его участием, очевидно, вздохнул с облегчением, увидев толпы людей, пришедших в храмы.

Реформа Русской православной церкви — ее внутреннее дело. Но инициировать перемены может только отлучение церкви от государства. Тогда она вынуждена будет меняться, приводя нормы жизни клира в соответствии с декларируемыми этим же клиром ценностями. И только тогда уйдут в прошлое сегодняшние агрессивные атаки части иерархов на общество за колющую глаза правду. В этом отношении РПЦ демонстрирует совершенную неопытность в публичной политике: там, где следовало бы замолчать вопрос, он всякий раз ненужным образом поднимается. Здесь религиозным деятелям есть чему поучиться у дружественного путинского чиновничества, накопившего богатый опыт сокрытия неудач.

Патриарх Кирилл напрасно себя успокаивает — события последнего времени не пройдут бесследно. Они ясно показали думающей части общества, что реформа церкви необходима, а ответственной части политического класса — что одной проблемой в российской политике стало больше.

Потому что общество не может мириться с тем, что институт, должный быть носителем нравственности и духовности, демонстрирует едва ли не все пороки, характерные современной эпохе. И когда протоиерей Всеволод Чаплин задается вопросом, почему в годы большевизма люди в массовом порядке с оружием в руках не защищали церковь, ответом ему может служить сегодняшний имидж Русской православной церкви, накрепко связанной с политическими властями, не имеющей собственного голоса и изменяющей своим принципам. Это самоубийственное сочетание.

Трудно сказать, какой вердикт вынесут потомки нынешнему патриарху. Но достоверно известно, как оценивали пастыря, позиция которого могла бы считаться образцовой и во времена сегодняшних политических перемен, — святителя Филиппа. Митрополит Московский и всея Руси Филипп II (Колычёв) не побоялся выступить против Ивана Грозного и его опричнины. Русский религиозный мыслитель и историк Георгий Федотов писал о Филиппе:"Его первое столкновение с Иваном в Успенском соборе произвело такое впечатление на современников, что далекий новгородский летописец отметил в своих скудных записях:"Марта 22 дня, на самое середокрестное недели, учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати о опришнине".

Сегодня же предметом вражды часть церковных иерархов выбрала не"государя", а думающую часть общества. С "государем" и его приказными у нее все нормально, вне зависимости от их деяний.

В отношениях с ними наступившая много лет назад весна так и не перейдет в другое свойственное политическому времени года состояние.

Алексей Мельников,

"ГАЗЕТА.РУ", 17 апреля 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования