Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BAZNICA.INFO": Провокационное православие. На месте скандалов и заговоров должно появиться влиятельное движение активных православных граждан, считает Роман Лункин


Невоцерковленное общество ведет себя неправильно и ставит перед Церковью вопрос о том, как быть с таким обществом и как его воспитывать или же продолжать считать, что есть идеальный православный народ, а есть все остальные, устраивающие кампании и заговоры.

Заявление Высшего Церковного Совета – шаг беспрецедентный. Одно дело, когда православные общественные организации, такие как Всемирный русский народный собор делают резкие патриотические заявление, а другое дело, когда кого-то радикально осуждает ареопаг патриархии, совет высших руководителей церковного аппарата.

Вопрос в том, кого осудили на самом деле? И за то ли осудили и почему именно в такой форме?

В этом заявлении, несмотря на его жесткий официальный тон, довольно много личного и человеческого. Чтобы не говорили и не писали о Церкви одиозные критики, епископы и священники и патриарх – это люди, которых обижает и оскорбляет происходящее в обществе, в СМИ, в народном сознании. Их это задевает лично и как верующих, и как людей, несущих ответственность за всю громадную церковную машину под названием РПЦ.

Поддаваясь инстинкту защитой реакции, церковные руководители стараются в критической ситуации отделить своих от чужих, но получается, что отделяют православных от либералов (демократов и т.д.) и в целом от "богохульной" оппозиции.

По букве заявления представители Церкви вроде бы выступают, как обычно, против либеральной разнузданности и разврата, что естественно для Церкви. Но этот посыл, который правильно воспринимается среди части образованной православной публики, совершенно искаженно передается в СМИ и на телевидении. Иерархи, возможно, сами того не сознавая, обращаются с идеями, мыслями, со стилем, который понятен лишь какой-то узкой группе более или менее воцерковленных людей, которые все понимают или поймут, как про покаяние и наказание за богохульство, так и про врагов Церкви.

Многие вещи, которые представители РПЦ привычно говорили долгие годы, и этого никто не замечал, сейчас, в новых обстоятельствах воспринимаются большинством общества, массовым сознанием, совсем по-другому.

Антилиберальные призывы усиливают антидемократический образ православия. Призывы жить в соответствии с православными правилами и "Законом Божиим" расцениваются, как посягательства на конституционные свободы граждан. Любые оправдания или, наоборот, жесткие требования, сделанные публично, ставят церковных деятелей в глазах общества в один ряд с чиновниками и бюрократами. "Желтые" скабрезные элементы быта и биографии священнослужителей рассматриваются так, как-будто бы они обычные медийные поп-фигуры, которых можно обсуждать как угодно. Безо всякого почтения, к которому духовенство привыкло внутри Церкви.

В конце концов оказывается, что с церковными сооружениями и деятелями можно поступать, как вздумается, и они оказываются в наиболее уязвимом положении (конечно, кроме патриарха, у которого есть спецохрана). Медийные сюжеты спровоцировали ряд осквернений храмов и актов вандализма, простого злорадства. Ведь реакция на часы патриарха — это не реакция разложившихся либералов — а это реакция обычного массового сознания, попсового, смотрящего ТВ, "Аншлаги" и "Магазин на диване".

Фактически священнослужители оказались в положении "беззащитных чиновников" — с РПЦ и с ними ассоциируется власть, но такой полицейской защиты как у реальных органов власти у Церкви нет. С этим также связан резкий и тревожный тон заявления Высшего Церковного совета.

Совершенно правильно отмечено в заявлении Совета, что Церковь провоцируют, однако это провокация и в отношении самих либералов и демократов. Неужели теперь все критики власти и демократы в целом будут считаться потенциальными богохульниками очевидно неправославными? Это абсурд.

Противопоставление Церкви части общества – это попытка ослабить ее, поставить в зависимость от власти, учитывая, что все и так по умолчанию полагают, что Церковь "связана" с государством, что бы не говорили иерархи и что бы не делали вразрез с мнением Кремля.

Очевидно, что в сложившейся ситуации РПЦ хотят поставить на место и утвердить государственный строй, где Церковь будет играть роль чисто идеологическую, а не роль мощного гражданского института. И я боюсь, что антицерковная спесь радикальных либералов — это лишь пена, фон, на котором часть крепких государственников хочет построить Российское государство с подчиненной послушной Церковью. И это очень сложно сделать с патриархом Кириллом.

Происходящее – также опасная провокация против общества, где Церковь в реальности становится крупнейшим гражданским институтом. В силу своей социальной роли этот институт будет присутствовать везде – от политики до перинатальных центров. Трансформация Церкви в этот всеобъемлющий гражданский институт, ключевой для России, при патриархе Кирилле нелегко дается и обществу, и самой РПЦ. Болезненные реакции возникают с обеих сторон. Именно поэтому в заявлении Высшего Церковного совета и отмечается, что не надо спешить с официальными и частными заявлениями. Здесь нужно отметить, что частные заявления православных были часто куда мягче, чем официальные.

Тяжеловесность – это свойство любого административного аппарата, и в случае с РПЦ нужно уравновешивать действия аппарата гражданским православным действием, которое помогает и даже в чем-то корректирует аппарат. В случае с Церковью выход – в создании по преимуществу мирянского движения по типу влиятельных католических движений таких как "Opus Dei" или "Comunione e Liberazione", которое бы формально или неформально объединяло просто активных мирян — миссионеров, священников, политологов, журналистов, социологов, историков, экономистов, причем, самых разных взглядов. Конечно для этого священноначалию надо решить и допустить самостоятельное развитие такого гражданского течения как смягчающего буфера в любой сложной ситуации.

В противном случае в публичном пространстве так и будут сталкиваться с обществом только официальные спикеры патриархии и экстравагантные православные активисты, вроде Союза православных хоругвеносцев. Такое движение православных граждан необходимо, чтобы не хаотично, а целенаправленно спасать ситуацию в СМИ в ходе скандалов и критических ситуаций (а их будет еще много) и сбалансировать естественные строгие указания церковного руководства

Роман Лункин

"BAZNICA.INFO", 9 апреля 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования