Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СОБАКА.РУ": "Я хорошо понимаю тех, кто вовлечен в протестное движение". Епископ РПАЦ Григорий (Лурье) — о том, как распознать Бога, и о новой научной революции


 Византийской патристикой я занимаюсь давно. На каком-то этапе один из моих учителей, иезуит Мишель ван Эсбрук, своими работами показал мне: чтобы понимать Византию, нужно идти на Восток. Там есть много идей и текстов, которые когда-то были византийскими, но на грекоязычной почве их уже нет.

Диалог между византийской традицией и современной мыслью возможен. К примеру, Николас Решер, крупнейший аналитический философ, является еще и верующим католиком. У него есть работа "Схоластические медитации", по аналогии с "Картезианскими медитациями" Гуссерля, где он подчеркивает важность католической мысли для той ветви философии, к которой он принад-лежит. Выдвигая оригинальные идеи, как та же логика приоритетов, он вдохновляется средневековой традицией. А если интеллектуальный запрос обратить к патристике, трудам Дионисия Ареопагита, то результат будет еще более впечатляющим. Но людей, которые философствовали бы посовремен-ному и при этом обращались к древностям, очень и очень мало. Если схо-
ластикой еще кто-то занимается, то попыток двигаться дальше и глубже не предпринимает почти никто. Сейчас гораздо проще найти, например, филосо-фа физики, чем человека, способного анализировать древние тексты. А те, кто профессионально занимается историей философии и изучает мысль древ-ности, как правило не представляют себе современной философской проблематики. По-моему, именно аналитическая философия обладает адекватным инструментарием, позволяющим лучше понять византийскую мысль и перевести ее на язык современного философского дискурса.  

СПРАВКА

Епископ Григорий, в миру Вадим Лурье одновременно с обучением на химическом факультете ЛГУ изучал древнегреческий язык на филологическом, а позднее — восточные языки на восточном факультете. Область научных ин-тересов: византийская патристика, философия негреческого христианского Востока. Автор многочисленных публикаций по проблемам теологии, патристики, истории церкви.

Когда в России прекратилось открытое преследование религиозных деятелей, я отошел от политики. Себя я считаю человеком скорее аполи-тичным, но хорошо понимаю тех, кто вовлечен в протестное движение, и сочувствую им.

Мы находимся на пороге новой научной революции. По масштабу она будет аналогична перевороту, произошедшему в XVII веке, когда матема-тическое естествознание вышло за рамки астрономии. Математические методы с тех пор распространились на предельно широкий круг объектов, но застряли где-то на границе гуманитарного знания. Сейчас, мне кажется, мы подошли к тому, чтобы создать единую науку, основанную на математике. Ее ключевым звеном может стать модальная логика — одно из важнейших завоеваний науки ХХ века. Как раз в области модальной логики в 1950-е годы произошел взрыв, последствия которого мы наблюдаем до сих пор. Ее главной отличительной чертой является то, что в нее, говоря языком физики, экспли-цитно включен субъект наблюдения. Этот момент позволяет преодолеть границы между естественными и гуманитарными науками.

То, что биологический редукционизм сегодня поднимает голову, для меня не является проблемой. Если кто-то хочет верить, что вся наша психическая жизнь сводится к нейронам, то он будет в это верить. С другой стороны, сейчас интенсивно развиваются разные нередукционистские трактовки — например, некоторые разновидности психоанализа, где ставятся вопросы о том, что такое духовная жизнь, и при этом нет сведения к нейро физиологии. Вообще, к психоанализу я отношусь очень хорошо. Считаю Фрейда одним из гениев ХХ века и одним из наиболее полезных для христиан мыслителей. Христианская аскетика во многом предвосхитила те выводы о человеке, с которыми он выступил, шокировав публику. А его отношение к религии, подход к разграни-чению нормы и патологии — дело десятое.

Мода на то, с чем путать религию, все время меняется. Неизменным остается одно — желание выдать за религию какогонибудь идола. Каждая эпоха предъявляет свои требования, но методология распознавания идола и Бога остается неизменной. Бог всегда остается таким же, каким он был и какой он есть. Он остался таким после Шумера и Вавилона, после схоластики и Галилея, после атомной бомбы и компьютеров. Бог настолько трансцендентен и, с другой стороны, как выражались наши русские философы, настолько имманентен миру, что никакие изменения на него не влияют. Он присутствует всюду. Он был, есть и будет.

"СОБАКА.РУ", 28 февраля 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования