Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"OPENSPACE.RU": «Никто не пришел к Богу через Аллу Пугачеву». Зачем в городе Электроугли местная община РПЦ МП организует бесплатные рок-концерты


Электроугли — примерно на полпути от Петушков. В главе "33-й километр — Электроугли" Веничка советовал: "Два часа подряд пейте что-нибудь крепкое, старку, или зверобой, или "Охотничью".

Пейте большими стаканами, через полчаса по стакану, по возможности избегая всяких закусок". Мои соседи по электричке предпочитают "Балтику-тройку". В полшестого вечера вагон уже переполнен. Я втискиваюсь между двумя хмурыми мужиками в черных пуховиках. Сосед справа перещелкивает радиостанции в мобильнике: "Юмор FM", "Радио Дача", "Шансон". Мне остается считать промежутки между всхрапами соседа слева: тринадцать — пятнадцать — четыре — двенадцать — четыре — пять — двадцать восемь.

В первый раз я приехала в Электроугли в середине января. Олег Нестеров, солист группы "Мегаполис", написал в фейсбуке, что будет выступать на благотворительном концерте. Час в электричке ради бесплатного концерта — вместо обычного вечера в кино или баре. В конце января я попала в Электроугли снова — на концерт группы "Черный Лукич", с которой в конце восьмидесятых пел Егор Летов. В этот раз меня ждет фестиваль семейных коллективов, Сергей Старостин (участвовал в проекте "Волков-трио") и даже итальянки: фолк-певица Симона Марини и актриса "Мастерской Петра Фоменко" Моника Санторо.

Бесплатные рок-концерты в Электроуглях организует местный храм Святой Троицы и его клирики — отец Андрей и отец Александр. Уже несколько лет они проводят концерты разных групп, и в ДК "Электроугли" иногда приезжают известные музыканты: прошлой весной — Леонид Федоров, теперь вот — "Мегаполис" и "Черный Лукич".

Таксист на станции окидывает взглядом: на концерт? Киваю и прошу сначала довезти до храма. Ехать минут десять мимо завода "Электроугли", с которого в конце XIX века начинался город. На сайте завода написано, что там производят электрографитные щетки, электроды и угольные пластины. Проезжаем мимо супермаркета "Копейка", картинной галереи с работами местных художников и вывески "Видеопрокат". Население Электроуглей двадцать тысяч человек. На улице пара мамочек с колясками и на скамейке группа парней с пивом.

Храм Святой Троицы небольшой, без излишеств, но светлый. Церковь была наполовину разрушена в советское время и реконструирована в начале 2000-х. У входа висит лист А4 с напечатанным разными цветами текстом: "Если вы пришли в храм впервые, не бойтесь сделать что-то неправильно. Мы вам рады..." В церковной лавке, кроме свечей и икон, несколько книг. В глаза бросается альманах "Мешают ли джинсы спасению".

В домике при храме кипит жизнь: прихожанки режут салатики. Отец Андрей попросил Егора Стрельникова поиграть им на гуслях, чтоб не скучали. Итальянки в качестве "русского аттракциона" пробуют аптечный спирт, а настоятель храма отец Александр фотографирует их на цифровую "мыльницу". Отец Александр приехал в Электроугли всего шесть лет назад. Он очень подвижный, с копной русых кудрей, длинной бородой и лучистыми глазами. "У тебя новая прическа, — добродушно смеется отец Александр над выбритыми узорами на моей голове, — это пути Господни!"

Под рясой отец Андрей носит джинсы. У него черные короткие волосы; высокий и статный, он двигается медленно и степенно, говорит обстоятельно. Если бы не немного скошенные глаза, вид у него был бы очень серьезный. Рассказывает, что в юности православие ассоциировалось у него с плачущими злыми бабками в черных одеждах.

Сейчас в храме Cвятой Троицы среди его прихожан в основном молодежь. Отец Андрей хочет, чтобы вместо Стаса Михайлова и "Радио Шансон" они приобщались к "нормальной культуре". "Все священники, которых я знаю, прошли через рок-музыку. Никто не пришел к Богу через Аллу Пугачеву", — рассказывает он. Сам отец Андрей родился в Электроуглях, закончил там школу и, как сам говорит, "потерял зубы, ребра и другие части тела". В конце восьмидесятых вместе с сокурсниками по машиностроительному техникуму там же, в Электроуглях, создал рок-группу "Кузькина мать", которая стала частью Московской рок-лаборатории. "Мы выступали с НАИВом, "Вежливым отказом", "Ногу свело", — вспоминает отец Андрей.

Потом он уехал в Москву и примкнул к анархистам, даже пытался выдать замуж Валерию Новодворскую. В поисках смысла жизни изучал древнегреческий, потом читал Алексея Лосева и Льва Шестова и внезапно стал ходить в церковь. "Во время первой службы я четыре раза выходил покурить, она тянулась неправдоподобно долго", — рассказывает он. Так и ходил два месяца со словами "Русские не сдаются".

В родной город отец Андрей вернулся уже в сане священника — после нескольких лет учебы в Московской православной духовной академии и года послушания в Соловецком монастыре. Долго не мог найти общий язык с земляками. А потом вспомнил слова апостола Павла про то, что сначала душевное, а потом — духовное. И всерьез занялся культурным воспитанием паствы.

Отец Александр говорит, что был поражен тем, как охотно известные музыканты откликаются на приглашения выступить в Электроуглях. "Я в музыкальных направлениях мало разбираюсь — я, считайте, девственник был в этом смысле, пока с отцом Андреем не познакомился, — рассказывает о. Александр, и они оба смеются. — Когда "Черный Лукич" должен был в первый раз приехать, я ждал, что приедет дед лет за семьдесят, с бородой и с прищуром, будет играть тяжелый рок. А приехал такой светлый человек, в белой рубашке навыпуск. Я увидел его в трапезной, подумал: прихожанин. "Вы тоже ждете "Лукича"?" — спрашиваю, а он говорит: "Лукич" — это я".

На концерте "Черного Лукича" многие в первый раз слышали их песни. Пошли потому, что посоветовали в храме, да и альтернативы, куда сходить вечером в Электроуглях, особо нет. Дима Кузьмин, солист группы, рассказал, что участвует в концертах, которые организует РПЦ, раз десять в год. "В первый раз я играл в Троице-Сергиевой лавре для семинаристов восемь лет назад. Ночевал в келье, был с утра на братской службе", — говорит он. Концерты организовывает не высшее духовенство, а батюшки в приходах — своими силами. Дима считает, что русский рок и православная церковь всегда были связаны. Но позиция Константина Кинчева, который на каждом концерте спрашивает: "Кто здесь православный — встать", — кажется ему дикой.

По дороге от храма до Дома культуры обсуждаем с отцом Андреем выступление патриарха перед Путиным: неделю назад архиерей запретил священникам агитировать в церкви, а сам пришел к премьеру на поклон. Отец Андрей принимал участие в последних митингах на Болотной, на Сахарова, я встречала его на Якиманке. Но в отличие от концертов на площадь прихожан он не зовет и сам одевается как мирянин. Говорю, что из-за лицемерия патриарха многие скептически относятся к РПЦ. "Не надо судить по одному человеку обо всей церкви — везде есть разные люди", — отвечает он.

В Доме культуры советский интерьер: на первом этаже в стеклянных витринах выложены детские поделки, посреди холла — огромный нелепый дракон, сшитый из кусочков ткани. На втором этаже, в зале, на откидных стульях сидят бабушки в меховых шапках, с внуками. Бабушки внимательно слушают романсы в исполнении Симоны и Моники. Местная молодежь в разноцветных пуховиках раз в полчаса выходит покурить, но потом возвращается. Разрозненные группы московских хипстеров по углам смотрятся как инопланетяне. Приехали батюшки из соседних благочиний. В длинных черных рясах и с крестами, они то и дело пускаются в пляс и иногда даже выходят на сцену петь вместе с музыкантами.

Бар в ДК расположен за дверью с табличкой "Мужской туалет". Встречаю там местных парней — Артема и Антона. Они пьют "Балтику-тройку" и рассказывают, как отец Андрей однажды ходил к станции разгонять наркоманов. Те проповедь слушать не стали — достали ножи. Вскоре приехала полиция и повязала всех, кто стоял на станции. Сам Артем учится в институте и занимается в местном фотоклубе при церкви. Ведет фотоклуб Роман Мокров — член Союза фотохудожников России. На своем сайте он приглашает на выставку "Фото на фоне ковра". На церковные службы Артем ходит редко, только по праздникам.

Клирики ("Пиши "крылики", — смеясь, наставлял меня отец Андрей) хотели пригласить Петра Мамонова с рок-н-ролльным концертом. Но его жена Ольга сказала, что Петр болеет после каждого концерта, и предложила батюшкам бесплатные билеты на московские выступления. "Калинов мост" сами вызвались сыграть, а потом назвали цену. "Мы всегда сами суем. Сумма не обговаривается, но музыкантов благодарят. А если заявляется сумма — значит, музыканты едут зарабатывать деньги", — говорит отец Андрей. И от "Калинова моста" отказались. Потом Ревякин говорил, что готов отыграть акустический концерт — один или с гитаристом — бесплатно, "но впечатление было испорчено".

Сейчас храм Святой Троицы в Электроуглях готовится к следующим концертам: 26 февраля будут выступать Moon Far Away, неофолк из Архангельска. Ближе к лету хотят организовать фотовыставку на заводе с музыкальным сопровождением Василия Шумова (группа "Центр"). А после Великого Поста в город приедет один очень известный рок-музыкант, имя которого батюшки просили пока не называть.

Что мне выпить еще, чтобы и этого порыва не угасить? На афтепати в трапезной отец Андрей наливает мне стопку коньякe и произносит тост: "Мир погружен во мрак, но есть еще горящие окна...". И я ежусь от холода: за окном темно и крещенские морозы. Все чокаются и поют "Многая лета". Батюшки не скупятся на благодарности выступавшим. После каждого концерта музыканты и священники по приставным лестницам забираются на колокольню и по очереди бьют в колокола — а местные псы отвечают им протяжным воем.​

Полина Быховская

"OPENSPACE.RU", 14 февраля 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования