Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СРЕДА.ORG": "Снежная оппозиция": взгляды, вера, ценности. Независимая служба СРЕДА опросила 200 участников митинга, прошедшего в Москве на проспекте Сахарова


Независимая служба СРЕДА опросила 200 участников митинга, прошедшего в Москве на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 года, с целью выявления социально-демографических характеристик, идеологических и религиозных предпочтения и ценностных ориентаций митингующих.

Исследование, проведенное Службой СРЕДА, позволяет составить примерный портрет участника митинга. Это довольно молодой человек (75% опрошенных моложе 40 лет), поддерживающий идеи демократии и либерализма (70%), столичный житель. Подавляющее большинство - студенты, менеджеры, интеллигенция. Достаточная однородность митингующих в социально-демографическом плане соседствует с пестротой ценностных установок. Заметны различия в причинах участия и степени оппозиционности среди и мужчин и женщин. Вопреки стереотипу, атеистов среди митингующих не так много: хотя в Бога не верит каждый четвертый, почти половина опрошенных причисляют себя к православным. О том, что Русская Православная Церковь поддерживает власть, говорят 70%; о том, что Церковь не должна поддерживать ни одну из сторон, говорят 80% опрошенных.

Согласно результатам опроса, среди опрошенных преобладают достаточно молодые люди: более трети опрошенных находятся в возрасте от 15 до 25 лет, еще треть – в возрасте от 25 до 34 лет. 61% опрошенных – мужчины. По роду занятий, среди опрошенных преобладают служащие частных компаний (24%), студенты (21%), представители творческих профессий (19%). Меньше доля предпринимателей (11%), научных сотрудников (10%) и пенсионеров (8%).

Политические предпочтения большинства опрошенных связаны с идеями либерализма и демократии: 40% проголосовало бы за партию либеральной направленности, 30% – демократической.

Более половины опрошенных (59%) готовы участвовать только в санкционированных митингах и демонстрациях. Тем не менее, доля считающих возможным "идти на баррикады" и оказывать сопротивление органам правопорядка – достаточно велика и составляет пятую часть опрошенных (21%).

Что касается причин участия в митинге (открытый вопрос), можно выделить три группы ответов. Первая группа – недовольство действиями власти (23%), вторая – недовольство проведением процедуры выборов (22%), третья - эмоциональные, но неинформативные высказывания ("Достало!", "Хватит терпеть!", нецензурные высказывания, т.д.: 19%). При этом в последней группе значительно больше мужчин, в первой группе – мужчин так же больше, зато во второй группе преобладают женщины.

Интересно, что для респондентов из первой группы ценность солидарности является менее высокой, чем для респондентов второй группы. Степень оппозиционности – напротив: к активному сопротивлению властям чаще готовы как раз представители первой группы; те же, кто более солидарен и преимущественно недоволен не властью, а выборами – готовы участвовать только в санкционированных акциях протеста (это группа, в которой преобладают женщины). Таким образом, можно говорить о гендерной специфике в рядах оппозиции.

Для выявления ценностных ориентаций митингующим было предложено отметить согласие или несогласие с утверждениями, характеризующими уровень социальности, индивидуализма, жизнелюбия и религиозности. Чаще прочих респонденты соглашались с утверждениями, связанными со стремлением к защите личной свободы (78%), стремлением делать добро другим (64%), стремлением к справедливости (61%), признанием ценность человеческих отношений самих по себе (55%) и признанием ценности социальных отношений для достижения каких-либо целей (48%). В целом, респондентам оказались свойственны низкий или средний уровень жизнелюбия, средний уровень социальности, средний уровень индивидуализма и очень низкий уровень религиозности.

Интересные результаты дал анализ двух вопросов о роли Русской Православной Церкви в российском политическом мире. Среди опрошенных доминирует точка зрения, что Церковь поддерживает власть (70%). Одновременно подавляющее большинство респондентов (80%) считают, что Церковь не должна поддерживать ни одну из сторон, а должна призывать к бдительности и не допускать кровопролития.

На вопрос "Вы верите в Бога" утвердительно ответили 40% опрошенных и ещё 17% заявили, что верят в существование сверхъестественных сил; 24% ответили отрицательно, а 8% идентифицировали себя как агностики. Доля участников митинга, идентифицирующих себя с православием, достаточно велика (43%), несмотря на то, что православию в конфликте чаще отводится консервативная роль, связанная с поддержкой власти. Среди других вариантов ответа 2% опрошенных указали буддизм, 1,5% протестантизм и по 1% католичество, иудаизм и ислам. Не относят себя ни к одной религии 45%. Интересно, что из 11% опрошенных, выбравших на вопрос о вере в Бога вариант "Колеблюсь между верой и неверием", более двух третей затем отнесли себя к православию.

Служба Среда продолжает исследования социально-демографических характеристик и ценностных ориентаций оппозиции. В следующем материале будет рассказано о результатах опроса, проведенного 4.2.2012 г.

Комментарии экспертов к итогам опроса

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества

ГОВОРИТЬ ОТ ИХ ИМЕНИ МИТИНГУЮЩИХ КАК ОТ ИМЕНИ ВСЕГО НАРОДА – НЕКОРРЕКТНО

Эти данные подтверждают выкладки других социологов, а также мою собственную интуицию, которые показывают, что митинги на Болотной и на Сахарова представляют лишь одну из частей общества. И говорить от их имени как от имени всего народа – некорректно. Впрочем, это не значит, что на митингах ничего позитивного не происходит. Да, на трибуне стояло несколько человек, с которыми я категорически не согласен. Но многое из того, то заботит участников митингов, давно должно было стать темами для диалога между обществом и властью. Впрочем, вести диалог нужно не только с этой частью общества, но и с другими его частями, в том числе с теми, кто либо не ходит на митинги, либо придерживается других взглядов на настоящее и будущее России. Эти взгляд могут быть комплиментарными по отношению к власти или критическими. Причем критическими как на основе либеральных взглядов, так и на основе взглядов консервативных.
Похоже, что действительно упомянутая аудитория представляет не только определенный социальный слой, но и определенную часть политического спектра. Именно в этой части иногда принято считать, что Церковь и власть по определению должны противостоять друг другу. Это совершенно ненормальный для Православия взгляд на вещи. Церковь и власть могут и должны взаимодействовать. Более того, Церковь всегда стремилась быть с властью в диалоге – даже в тех случаях, когда власть была гонительской. Вспомним римских императоров периода гонений, иноверное владычество на Балканах, время коммунистической власти. Однако диалог Церкви и власти никогда по большому счету не был и не должен быть потоком взаимных елейных похвал. Церковь может и должна говорить о том, что власти нужно изменить, в чем она ошибается с православной точки зрения. А что она делает достойно. Но при этом отличие такой критики от критики оппозиции в том, что, как говорил Святейший Патриарх, Церковь не претендует на политическую власть, и не подводит так называемый электорат к мысли о том, что ее, то есть Церковь, нужно поставить у власти.

Андрей Исаев, Глава комитета Госдумы по труду и социальной политике, первый заместитель секретаря президиума генсовета партии "Единая Россия"

МЫ ВИДИМ НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ, КОТОРЫЙ БУНТУЕТ ПРОТИВ ТЕХ УСЛОВИЙ, КОТОРЫЕ ПРИВЕЛИ К ЕГО ФОРМИРОВАНИЮ

Этот опрос показывает, что люди достаточно молодые, которые, как сейчас водится, много времени проводят в социальных сетях. Почти половина считает себя православными, но при этом открыто подчеркивает несогласие с позицией церкви по наиболее важному для них в данный момент событию. Они не согласны с тем, что Церковь поддерживает власть, хотя вообще-то это соответствует христианкой традиции: если власть не является атеистической и гонительницей веры, то церковь ее поддерживает. Я считаю, опрос показывает, что это не только социально, но и идеологически однородная история. Эта пестрота ценностных установок опрошенных на самом деле показывает их общность. Мы видим новый социальный слой, который сформировался в результате устойчивого экономического развития последних десяти лет (потому что начинавшийся формироваться до этого средний класс был уничтожен дефолтом). И который, как ни парадоксально, бунтует против тех условий, которые привели к его формированию – то есть стабильности, обеспечивающего безопасность сильного государства и тому подобного. Что вряд ли свидетельствует о глубоком осознании своих собственных социальных интересов.
Род деятельности – так, как представляются опрошенные – "частные компании", "творческие профессии". Это кто? У нас ограниченное количество талантливых артистов, писателей, художников. Так что это в основном люди, занимающиеся перепродажей друг другу товаров и слов, производимыми другими людьми. Грубая лесть, к которой прибегают болотные идеологи в отношении данного слоя, на пользу ему не идет.

Валерий Борщев, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в России, член Совета директоров Российского отделения Международной ассоциации религиозной свободы, Член Бюро РОДП "ЯБЛОКО"

ВЛАСТЯМ НАДО БЫТЬ ОЧЕНЬ ОСТРОЖНЫМИ, НЕ ИГРАТЬ С ОГНЕМ

Данные опроса подтверждают визуальные наблюдения, что на митингах преобладает интеллигентная молодежь. И это, пожалуй, самый радостный факт. Поскольку бытовало устойчивое представление, будто молодежь политические индифферентна, пребывает в апатии. Но оказалось, что это совсем не так.
Важный момент, что люди пришли на митинг не потому, что они не довольны выборами: многих не устраивает нарушении других демократических норм. Неслучайно некоторые прямо говорили – "достало". То есть для многих приход митинг – не сиюминутное движение, эмоции по поводу одного конкретного факта. А – имеет место широкий социальный протест, достаточно глубокий, осознанный вызревший и он не прекратится после выборов и с которым власти придется считаться. Несмотря на то, что какие-то волны протеста могут утихать, но корень этого процесса – он сохранится.
Что касается религиозности, отношения к Церкви: я с детства верующий, с 1955 года хожу в храм. Но, то, что 70% негативно относятся к структурам Московского Патриархата, считая, Церковь поддерживает власть – вполне понятно. Церковь не должна вмешиваться в социальные протесты, она так и декларирует, хотя очень часто реально поддерживает власть, заигрывает с властью. Это вызывает отталкивание у многих.
Но я не согласен с выводами о низком уровне религиозности: 40% – достаточно высокий процент. Очень хорошо, что они отделяют себя от церковной политики, направленной на поддержку власти и считают, что Церковь должна быть отделена от государства, и в политике не участвовать.
Должен вызвать напряжение у властьпридержащих такой показатель, как 21% людей, которые готовы к конфронтации с властями, к участию и не в санкционированных митингах. Та игра властей, когда они сначала запрещали митинг 4 февраля, а потом разрешили, была опасной. И я думаю, что опрос должен показать им, что так играть не следует. Подобные игры, при 21 % людей, готовых выражать свой протест достаточно серьезно могут привести к столкновениям, а то и к жертвам. А это может вызвать "эффект арабской весны". Мы знаем, что процесс "арабской весны" начался с "малого" – после самосожжения торговца, которому власти запретили торговать, конфисковали его товар. Поэтому властям надо быть очень и очень острожными, не играть с огнем.

"СРЕДА.ORG", 6 февраля 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования