Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"SLON.RU": Настоятель Ватопедского монастыря, церковный бизнес, политика и пояс Богородицы. Церковные лидеры греческого православия пока не готовы бороться с общественным мнением Греции, которое настроено против архим. Ефрема


Задержание настоятеля Ватопедского монастыря игумена Ефрема на Афоне в рождественский сочельник произвело в Греции эффект разорвавшейся бомбы. Пока архимандрит, униженный, но не побежденный, лежит с высокой температурой, в своей монастырской келье, страсти кипят далеко за пределами Афона. Греческое общественное мнение поддерживает власти, надеясь, что игумена Ефрема покарают за сомнительную сделку с недвижимостью, которая предположительно помогла древнему монастырю нажиться за государственный счет. Активная группа сторонников заявляет, что власти повели скоординированную атаку на церковь. Между тем в России церковь и близкие к власти структуры возмущены задержанием человека, который известен связями с Русской православной церковью и встречами с российским политическим руководством, и открыто требуют от греческих властей пересмотреть судебное решение. Кто же этот игумен Ефрем, который на протяжении последних лет из малоизвестного, хотя и авторитетного настоятеля монастыря превратился в фигуранта политической и даже светской хроники?

Ефрем-строитель

Деятельный и энергичный монах, родом с Кипра, как и большинство его братии, в 90-е годы возглавил возрождение монастыря Ватопед – второго по рангу из двадцати афонских монастырей. Свое наступление он повел по нескольким направлениям. Монастырь неустанно пропагандировал свое культурное и религиозное наследие – богатейшую тысячелетнюю историю, рукописи и святыни. Достаточно вспомнить недавние гастроли главной реликвии Ватопеда – так называемого пояса Богородицы, который привезли этой осенью в Россию с огромной помпой и государственными почестями и которому поклонились миллионы верующих, ожидавших в многочасовых очередях. При Ефреме монастырь был богато отстроен из полуразрушенного состояния, и в списке его благотворителей и гостей оказались десятки известных политиков и общественных деятелей. Задолго до того, как в ноябре этого года игумена Ефрема принимал премьер-министр России Владимир Путин, в монастырь наносили частные визиты избранные и коронованные особы со всего мира, например, наследник британского престола принц Уэльский Чарльз.

Еще одним талантом игумена Ефрема было использование духовного авторитета для ведения дел вполне практических и материальных. Те, кто лично знает старца, отмечают в нем качество, которое верующие люди называют прозорливостью, а неверующие – тонким знанием психологии. Игумен Ефрем всегда находил общий язык с власть предержащими и бизнесменами, которые получали от него духовное окормление, отпущение грехов на исповеди, благословение – проще говоря, утешение в жизни. К концу 2008 года Ватопед собрал не только более обширную и влиятельную паству, чем когда-либо, но и оказался в центре настоящей финансовой империи, построенной во многом на неформальных связях. Этот успех оказался подорван после того, как греческие СМИ раскрутили скандал вокруг земельных сделок монастыря с греческим государством.

Грамоты в обмен на недвижимость

Греческое правительство находится в сложных имущественных отношениях с церковью – с одной стороны, оно признает все, даже самые древние акты на землю, а с другой – давно уже присвоило по закону или явочным порядком большую часть церковных земель. У Ватопеда документов было в избытке, и в 90-е годы игумен Ефрем решил дать ход одному из них – хрисовулу (грамоте с золотой печатью) византийского императора XIV века Иоанна V Палеолога. По этой грамоте монастырю принадлежало озеро и земля на севере Греции – их государство забрало себе и уже провозгласило заповедником. Но статус заповедника был снят, суд принял неожиданное решение в пользу монастыря, а монахи, получив собственность, стали думать о том, как лучше ее использовать. Выход был найден: с помощью знакомств на самом высоком уровне греческого правительства землю обменяли на более чем 70 государственных объектов недвижимости, стоимость которых по самым консервативным оценкам составляет €100 млн, а по мнению большинства греческих политиков, депутатов и их избирателей – намного больше. Недвижимость оказалась в центре нового бизнеса и тут же стала расходиться по рукам – за баснословные деньги.

"Я опросил методом случайной выборки богатых греков, которые сделали состояние на недвижимости и финансах. Они оценили финансовые активы и недвижимость монахов в сумму $1–2 млрд долларов. Причем бизнесу, когда он начинался, было нечего продавать, кроме прощения", – пишет известный финансовый журналист Майкл Льюис в своей статье в Vanity Fair, одним из основных фигурантов которой является архимандрит Ефрем.

Скандал настроил общественное мнение Греции против правительства Костаса Караманлиса: народные представления о церкви как о богатейшей организации, приумножающей свои богатства путем тесного сотрудничества с властью, получили основательное подкрепление, хотя и не были пока доказаны в суде. В падении греческого правительства осенью 2009 года сыграли роль разные просчеты и ошибки: неспособность удержать экономику страны от долгового коллапса, беспорядки декабря 2008 года после убийства подростка полицейским, но многие по-прежнему считают, что основным фактором было желание спасти министров правительства, подписавших сделку. В Греции действует закон, по которому министры освобождаются от любой ответственности после очередного срока полномочий парламента. Назначив досрочные выборы, премьер Караманлис добился полной амнистии для своих соратников и – потенциально – для себя самого. Парламентское расследование предсказуемо закончилось почти 500-страничным отчетом, который достаточно было просто выбросить в мусор, не читая: все равно никто из политиков ответственности не понес.

Настоятель ответит вместо политиков

Сам игумен Ефрем, хотя и игнорировал вызовы в парламент, в суд являлся всегда вовремя. Тем не менее, он, по-видимому, стал жертвой нового "закручивания гаек" со стороны властей, которые видят недовольство избирателей тем, что никто из фигурантов крупных скандалов наказан не был. Власти в последний месяц проводят аресты крупных неплательщиков налогов, и задержание Ефрема, по-видимому, идет в русле той же пиар-компании. Прокуратура не настаивала на задержании, но настояло следствие – и суд принял его сторону, выдав ордер на арест. К Ефрему в канун православного Рождества (которое Греция празднует по новому стилю, хотя Афон – по старому) явились прокурор и полицейский, но они нашли настоятеля больным в его келье и не стали пока что препровождать в тюрьму, ограничившись домашним арестом.

Тем временем ряд иерархов греческой церкви выступили в защиту архимандрита. Некоторые сторонники сравнивают Ефрема со страдающим Христом, другие подозревают в его аресте вездесущих масонов. Российский Фонд Андрея Первозванного, который организовывал приезд пояса Богородицы, тоже заподозрил нечестную политическую игру: "такие судебные решения могут быть объяснены только политической ангажированностью определенных кругов греческого истеблишмента, которые таким образом хотят продемонстрировать Западу готовность пойти на отказ от принципов организации духовной жизни, закрепленных в греческой конституции". Видимо, в фонде считают, что провозглашение православия государственной религией в греческом основном законе означает принципиальную неподсудность священнослужителей. Свое неудовольствие выразили, хотя куда более сдержанно, и представители Русской православной церкви.

Но более красноречивым, чем возмущение в Москве, пока что остается молчание в Афинах и Стамбуле: синод Элладской православной церкви и Константинопольский патриархат, которому подчиняется Афон, пока никак официально не комментируют ситуацию. Церковные лидеры греческого православия пока не готовы бороться с общественным мнением Греции, которое настроено в целом против игумена Ефрема и сделок, заключавшихся его монастырем. Греческие избиратели ждут, чтобы хоть кто-нибудь был задержан и наказан в снежном коме скандалов, по которым пока что не ответил никто. И степень виновности конкретного священнослужителя заботит людей гораздо меньше, чем общая убежденность в том, что страну разворовали задолго до того, как она обанкротилась.

Алексей Богдановский

"SLON.RU", 26 декабря 2011 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования