Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ "ВЕРА И ЧЕЛОВЕК": О ликвидации старчества в РПЦ. Грустно смотреть на Илия, что-то читающего по бумажке, совершенно ему чужое


Недавнее пренеприятнейшее использование старенького Илия в угоду политическим интересам дает повод говорить о ликвидации старчества как мотора церковного обращения. А может быть и больше — преемства. А раз без бензина машина ехать не может, то и вопрос, что дальше?

Чем станут эту печку топить, да и станут ли топить её вообще? Живое общение с кем может быть интересно приходящим в церковь людям? Через опыт и авторитет кого будут читать историю и учение церкви новые поколения приходящих в неё людей? Ведь понятно, что в церковь идут не за тем, чего полно вокруг и без неё. Но за другим, за инаковым. За приоткрывающим небо, или хотя бы за кажущееся таким, что его может приоткрыть.

Конечно, масштабные демонстрации святынь, или вещей, выдаваемых за святыни, могут ещё раз-другой всколыхнуть публику. Кого развлечь, а кого и приобщить. Но это совсем не та святая жизнь, какую народ видел в старцах. Не те тишина, мудрость, да смирение. Какие он, может и преувеличивал, но за какими именно и шел...

Но давайте по-порядку.

О старчестве в смысле лже-старчества, и младо-старчества, а попросту — о глупости, тщеславии и обмане — за последние годы было писано и сказано немало. Однако, все эти "побочные эффекты", как и борьба с ними, могли иметь место, покуда и само старчество было. Но вот оно ликвидировано. Оно не авторитет не только интеллектуалам или администраторам, типа профессора Кураева или патриарха Кирила. Оно уже как класс не авторитет уже и большинству прихожан, потому что не сумело выручить церковь от затапливающего её безверия и цинизма. Не оказалось достаточным. А недостаточное уже и не авторитет. Случаи же темной полуверы-полупропаганды обсуждать не станем. Для них старчество никогда и не представляло авторитет.

Если кто ещё и чтит старичков, то уже не открыто. А если кто и выдает себя за тонкого руководителя, то уже должен подтверждать это хоть для виду, и некоторым церковным образованием, и некоторой общественной деятельностью, которой так ищет патриарх. Хорошо, что с ликвидацией старчества изжиты его дурные последствия, и все эти "перегибы", что теперь не калечатся дурной духовностью души. Но не утрачивается ли что-то с ликвидацией старчества? Есть ли ему какая-либо положительная замена сейчас?

Когда тысячи людей в России услышали о церкви, их там встречали святые люди, — старцы. Ну да, не все святые, кто-то лишь казался. А кто-то и пользовался этим имиджем. Все понятно. Однако сейчас нам важно чуть другое. Нам важно, что народ на старца шел.

Народ готов был терпеть его инаковость, ради его мудрости, за которыми хотел видеть, а кто и видел, мудрое от Неба. Да, хорошо, когда и правда были и мудрость, и смирение. Хуже, когда были только дурь да истеричность. В итог не только ломанные судьбы, но и масса самых разных полусект. Однако, хороший ли плохой ли, но на духовных заправках монастырей и приходов был бензин. Скажи мне имя! я пойду заправлюсь! Но вот бензина нет! Электромобили ещё то ли не разработаны, то ли их просто мало, то ли о них совершенно не знает народ...

Грустно смотреть на Илия, что-то читающего по бумажке, совершенно ему чужое.

Грустно было смотреть на Гурьянова, когда его использовали как знамя секты. Даже Крестьянкина, частью уже самого "из обоймы", превратили в знамя. А к старости превратили в нездоровый культ не снизу только. Старец нужен администраторам, как инструмент. Не как отец...

Почти добиты уж и Карелины, и Кучеры. Тут не важно, сколько там смирения и света, а сколько страсти да глупости. Важно, что почти добиты и они. Им лишь дадут уйти. Но кто идет взамен? Нет не только смиренных да кротких, но даже и харизматичных. Их не видно. Да и спроса уже меньше. Если прежде церковь в глазах романтика более походила на общину кустарей-индивидуалов с золотыми руками, то теперь на маркет-шоппинг. Разница при всех минусах первых, и плюсах второго, что у второго безличие, а у первых все ж лицо.

Старчество если не индивидуально, но как важный и что-то определяющий слой уничтожено. А на временно замещающих его интеллектуалов всегда было меньше спросу. Потому они и временны. Вопрос не о хорошем, или о плохом, что было в старчестве. Вопрос о топливе. Вопрос не столько сможет ли перезаправиться РПЦ как организация, сколько о том, что инструменты заменяют лица. Вопрос, как приходящему за лицами тут разглядеть то самое лицо.

Ну что, помянем старцев, будем дальше жить?

БЛОГ "ВЕРА И ЧЕЛОВЕК", 25 декабря 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования