Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Камо грядеши? Владимир Голышев о римских корнях гражданского протеста против Путина - нового Диоклетиана


Российскую Федерацию времен Путина принято сравнивать с Советским Союзом – то ли времен Сталина, то ли времен Брежнева. Сравнение это хромает. Думаю, надо смотреть гораздо шире и больше доверять интуиции. Вот, скажем, нашумевшая "прямая линия". Чей неподражаемый стиль воспроизводит глава кабинета? Не торопитесь с ответом. Нырните поглубже, зачерпните придонный ил мировой истории – тягучий и скользкий – и правильный ответ придет сам собой. Да! Перед нами один из римских императоров новой эры! Вернее, собирательный образ сразу всех императоров. Разве что от Марка Аврелия совсем ничего нет. И от Траяна. Зато очень много от Нерона, Коммода и Гелиогабала.

Эта вертящаяся на языке аналогия – ключ сразу ко всем замкам путинщины. Если смотреть на нее сквозь "римские очки", все нелепости и несуразности нашего времени становятся на свои места: и барабаны "нашистов", и порохом пропахшие легионы восточного кесаря Кадырова, и спортивные арены в Сочи, и кричащая роскошь рублёвских патрициев, и питерская кобыла в сенате, и гладиаторские бои, и "хлеба и зрелищ", и "горе побеждённым", и тандем. Тандем – в особенности!

Узость кругозора помешала нам увидеть истинный источник вдохновения – Диоклетиана. Что мы знаем про этого императора? По происхождению – шпана. По профессии - "силовик". Усердный почитатель Ю-Питера. Воцарился в 284 году н.э. Вывел в большие начальники "товарища по оружию" (что-то вроде Сечина) и других "соседей по даче".

В 292 году н.э. (ровно через 8 лет!) Диоклетиан передал власть соправителям-кесарям - Константию Хлору и Максимиану Галерию, оставив за собой статус божества ("августа")… Помните, как мучительно Владимир Путин выбирал между Сергеем Ивановым и Дмитрием Медведевым? Будь его воля, он бы назначил обоих: Медведева – императором Европейской части России, Иванова – Азиатской. Как его великий предшественник. Помешала Конституция Российской Федерации. "Прости, Сережа! Как-нибудь в другой раз".

"Историки характеризуют Диоклетиана, как человека, который умел оставаться вдали от непопулярных мер и, если они были необходимы, то умел так направлять своих помощников, что они казались инициаторами этих мер", - написано в моем любимом учебнике (В.В.Болотов, "Лекции по истории Древней Церкви", СПб, 1907 г.). Как тут не вспомнить бряцание оружием в Цхинвале, "нерушимый союз" с Нуару и Вануату, разорение лужковской Москвы, ЕГЭ, Сколково, триллионы на курорты Северного Кавказа - и прочие безумия "медведевщины"! Отдельного упоминания заслуживают "медведевские" репрессии в отношении инакомыслящих. Тут и пресловутая 282 статья, и "ювенальные фокусы" в отношении политически неблагонадёжный. Мизинец журналиста Олега Кашина, наконец.

"Число осужденных в 2010 году выросло по сравнению с 2009 годом на 55,2%, с 2008 годом — на 7,1%. В прошлом году в целом по стране по делам экстремистской направленности были осуждены 613 человек". Это не общество "Мемориал" утверждает, а зампред Верховного суда РФ на вполне официальном совещании.

Сравните с советскими показателями (которые приводит опять же не Эдуард Лимонов, а вполне себе доктор исторических наук):

"В 1975 г. были осуждены 96, в 1976-м - 60 чел. А затем среднегодовая численность осужденных составила 35 человек".

О диких сроках для людей, которые вообще ничего не сделали, для тяжело больных, многодетных матерей, беременных и пр. рассказывать не буду – эти истории и так на слуху.

Ну и причем, тут Путин? Путин тут не при чем. Точно так же последние и самые страшные гонения на христиан в начале 4 века были целиком списаны на правителя Восточной Римской империи Максимиана Галерия. Диоклетиан, издавший первый эдикт на этот счет, грамотно отполз в сторону и занялся "починкой примуса". "Лавры" палача достались его энергичному ставленнику.

Итог, тех гонений известен – империя обломала зубы и… сама объявила себя "христианской". Сейчас мы наблюдаем нечто похожее.

Сразу хочу оговориться: противостояние Римской империи и первых христианских общин – это не совсем религиозная тема. Недаром официальным обвинение в адрес первых христианских мучеников было: "безбожие" – то есть, отказ признавать божества имперского пантеона и совершать предписанные ритуалы. То есть, первые христиане шли на эшафот, строго говоря, не за веру, а за публичный отказ от суеверия. При этом сами гонители отлично знали цену своим истуканам. Примерно также, как жулики и воры знают цену чуровской цифири, а бюрократы из РПЦ – своему "благодатному огню" и "поясу богородицы".

В свою очередь, христиане не были "подрывным элементом". На начальном этапе их считали безвредными чудаками, которых не следует принимать всерьёз. Что-то вроде наших нацболов. Респектабельная имперская интеллигенция лениво над ними посмеивалась, быдло – глумилось, власть – не замечала. Роль признанной "духовной оппозиции" в то время играл иудаизм. За ним Римская империя признавала право на существование (примерно также, как нынешняя власть терпит "демшизу" и прочую "солидарность"). И пока христианство считали одной из иудейских сект, его никто не трогал.

Вообще, мимикрия по иудаизм – отличный способ продать Христа и не чувствовать при этом угрызений совести. Очень сильное искушение! Лучше всех об этом сказал член Общественного Совета Российского Еврейского Конгресса Сергей Борисович Пархоменко: "Так будет меньше мордобоя. Мордобой не нужен. Он нужен Лимонову и Чириковой – ну вот они и пойдут за этим мордобоем на Площадь Революции. И там их отлупят. А те, кто кровищи не хочет – пойдёт на Болотную. Полутора дней вполне достаточно, чтобы каждый определился куда ему – туда или сюда".

Тут интересны не детали, а сама логика "разрешенного инакомыслия", в основе которой – шкура. Главное – ее сохранность, остальное – "в рамочках", которые установил мудрый император. Между тем, у христиан свои "рамочки", установленные Христом – "Богу – Богово, кесарю – кесарево". Коса нашла на камень ровно в тот момент, в который эти рамочки перестали совпадать.

Причина гонений хорошо известна: христиане отказались от участия в ритуале – не стали воздавать божественные почести императору и пантеону одобренных им "божеств". Наш император – оказался хитрее римского. Туповатый Галерий поливал идоложертвенной кровью продукты на рынке, чтобы доставить христианам дополнительные неудобства. Наш "император" предпочел слегка подправить законодательство. В итоге, у нас не осталось выбора – в любом случае, мы становились участниками ритуала. Даже если ничего не делали. Именно к ничегонеделанью нас, собственно, и склоняли. И продолжают склонять.

И всё-таки у нас был шанс избежать позорной участи. Для этого было нужно: 1) проголосовать за любую партию, кроме "Единой России"; 2) публично отказаться признавать фальшивые результаты выборов, не считаясь с "кровищей", которой нас усиленно пугают.

Сколько участников Болотного митинга не побоялась бы выйти Площадь Революции – мы с вами никогда не узнаем. Многие (по моим подсчётам, около трети) начали с Площади Революции. Из тех, кто пошел сразу на Болотную, тоже далеко не все сделали это "страха ради иудейска". С уверенностью можно говорить о тех, кто жался поближе к трибуне. Остальные – похоже, такие же невольные жертвы "шкурников", как и я.

Впрочем, все эти "болотные страсти" – уже часть истории. Цыплят мы будем считать не по осени, а по весне. А пока давайте вернемся к гонениям 4-го века. Там есть много поучительного.

Началось всё с людоедских эдиктов, согласно которым у христиан было два варианта: или публичное отречение от Христа, или мучительная смерть. Сразу же обнаружилось много отступников. И еще больше – мучеников. Более того, мученичество стало почти эпидемией. Христиане чуть ли не гонялись за палачами, требуя для себя высокой чести – пострадать за Христа. А потом обнаружилось самое страшное – сочувствие населения и местных властей. Язычники повсеместно прятали христиан в своих домах. Главы муниципалитетов и целых провинций откровенно саботировали указы императора. Тогда верховная власть пошла на крайнюю меру – призвала рабочих из Нижнего Тагила и шахтеров с Кузбасса. Вышло несколько указов, поощряющих "инициативу на местах".

Особенно отличились жители ближневосточного города Тир, избивавшие христиан "по велению сердца". Императору настолько понравилась "патриотическая позиция" тамошнего быдла, что вскоре на центральной площади города появилась мраморная доска с надписью следующего содержания: "…Мы предлагаем вашему благочестию в награду просить у нас щедрой милости, какой только вы пожелаете. Потрудитесь только пожелать и получить: ваше желание будет удовлетворено без всякого замедления. И пусть эта милость, дарованная вашему городу, во все века свидетельствует пред вашими детьми и внуками о вашем искреннем благочестии и о нашем умении ценить все доброе и награждать его". Копия этого документа была разослана в другие города. Но следовать примеру тирцев никто не спешил. К 311 году гонения окончательно захлебнулись. А уже в 313-м будущий император Константин (сын Константия Хлора - правителя Запада, не особо усердствовавшего в гонениях) объявил свободу вероисповедания. Вот как-то так.

Владимир Голышев,

"РУССКИЙ ЖУРНАЛ", 20 декабря 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования