Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

РИА "НОВОСТИ": Нунций: Христианство может сказать решающее слово. Интервью архиепископа Ивана Юрковича РИА "Новости"


Апостольский нунций, постоянный представитель папы Римского в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович в преддверии Нового года дал интервью корреспонденту РИА Новости Виктору Хрулю, в котором поделился своими размышлениями о динамике отношений между Ватиканом и Россией, Католической и Русской православной церквами, а также о проблемах глобальной экономики, политики и человечества в целом.

- Какова миссия Католической церкви в России и как ее понимание Ватиканом изменились за последние 20 лет?

Присутствие католиков в России имеет давнюю историю, и наличие структур Католической Церкви тоже не является новизной недавних времен. Россия сыграла, как мы знаем, значительную роль в европейской истории, и чередующиеся взаимоотношения и конфликты между Западной и Восточной частями нашего континента содействовали выделению особой географии присутствия католиков в России. К этому можно добавить еще депортации населения в Сибирь в девятнадцатом и двадцатом веках и особую судьбу Калининградской области после Второй мировой войны. В свете всего этого нетрудно понять, что присутствие католиков в России является результатом различных исторических событий последних веков европейской истории. И именно эта паства, эти верные католики, нуждающиеся в пастырском окормлении, организованном и структурированном в соответствии с традициями Католической церкви, являются первым предметом нашей заботы.

Конечно, у католического присутствия в России есть и другое, более широкое измерение. Диалог между Святым Престолом и Россией, начавшийся уже в прошлом, приобретает особое значение в этот последний период человеческой истории, охарактеризованный глобализацией в экономической и социальной областях. Сегодня мир взаимосвязанный и никто не может изолироваться от того, что происходит вокруг. Это касается и России, всегда игравшей особую роль в исторических событиях в Европе и во всем мире.

Обычно взгляд на глобализацию - отрицательный, или, по крайней мере, скептичен, явление это отождествляется с потерей идентичности, с риском всеобщего нивелирования. Но это не христианский взгляд, поскольку церковная община получила с самого начала вселенское призвание: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф 28,19). Как говорили Отцы Церкви, одно дыхание человека отражается во всем космосе и может изменить его. Человек как образ и подобие Божие, со своим неисчерпаемым устремлением к счастью, к истине, к красоте - вот предмет заботы Церкви, в том числе и немногочисленной католической общины, присутствующей в России.

В еще более очевидной форме это относится к развитию отношений между Католической и Русской православной церквами, призванными к диалогу и сотрудничеству по многим вопросам, которые затрагивают не только духовное состояние верующих, но и самое будущее нашей цивилизации и всего человечества. В настоящей кризисной ситуации становится все более ясно, что проблема не на уровне экономики или политики - проблема на уровне антропологии. Именно здесь христианство может сказать решающее слово.

Осознание этой потребности, как мне кажется, постепенно характеризует собой отношения между католиками и православными, вырисовывая некое общее пространство христианского свидетельства перед миром, несмотря на еще существующие разделения, а также культурные традиции и специфики каждого вероисповедания.

Недавно бывший посол Российской Федерации при Святом Престоле Геннадий Уранов опубликовал книгу о своей службе в Ватикане, где он вспоминает, в том числе, такую фразу в устах российского президента: "Отношения между Святым Престолом и Российской Федерацией имеют историческую перспективу". Да, это историческая, динамичная задача, которая должна сопровождать развитие общественной жизни и вносить свой вклад во благо не только церквей, но также всего общества. И положительная динамика развития отношений между Святым Престолом и Россией подтверждает правильность этой точки зрения.

- Какие приоритеты Вы видите в развитии отношений между церквами в России? В чем - если она есть - польза католического присутствия в России для Русской православной церкви и как православная традиция может расширить кругозор живущих здесь католиков?

Прежде всего, позвольте мне сказать, что когда мы говорим об отношениях между церквами, не можем рассуждать в категориях "пользы". Церковь - живой организм, Тело Христово, глубоко страдающее от трагедии разделения. Единство церквей имело бы огромное значение для христиан и для всего человечества. И разделение братьев во Христе является, пожалуй, одной из величайших трагедий нашей цивилизации, ущерб, который произошел от разделения, трудно переоценить. Недаром сам Господь Бог, в своей прощальной беседе с учениками молился именно об их единстве.

Несомненно, все христиане осознают сегодняшнюю печальную ситуацию. Но в поисках путей к единству каждый из нас должен, в первую очередь, практиковать добродетель послушания Святому Духу внутри своей церкви. Единства церквей можно достигнуть только по этому пути.

На этой основе можно, конечно, развивать и другие соображения. Я помню, например, высказывание Юлия Шрейдера, блестящего философа и глубоко верующего человека. Он сравнивал присутствие Католической церкви в России с католической общиной, существовавшей в США в начале двадцатого века. Это было меньшинство, творческое, хотя совсем ограниченное в своем влиянии на общество, но оно сумело так хорошо войти в тот мир, так хорошо интегрироваться в нем, что потом, в силу своего опыта, смогло предложить новые возможности в сфере коммуникации всей церкви, во всем мире.

Безусловно, и Православная и Католическая церковь имеют свои духовные дары, которыми могут и должны обменяться. Об этом, в частности, говорил Блаженный Иоанн Павел II в Апостольском послании "Свет с Востока", где он смело сказал: "Необходимо, чтобы и чада Католической Церкви латинской традиции могли познать это сокровище во всей полноте и разделить с Папой его горячее желание, дабы в Церкви и в мире было восстановлено полное выражение кафоличности Церкви, которая проявляется не в какой-либо одной из традиций и тем более не в одной только общине в противовес другой, и дабы для всех нас стало возможным наслаждаться вполне "Богооткровенным и нераздельным достоянием вселенской Церкви", сохраняющимся и преумножающимся как в жизни Церквей Востока, так и в жизни Церквей Запада".

Я здесь отмечаю лишь один аспект, то есть привязанность к Преданию, потому что, в противовес мнению (мирскому, но, к сожалению, вошедшему иногда и в наш церковный обиход), что обновление подразумевает разрыв с традицией, единственное настоящее возрождение укореняется в традиции, в Предании. И, с другой стороны, опыт универсальности Католической церкви может быть предметом размышления и для православного мира, тем более перед такими явлениями, как возрождение великих азиатских культур, а также растущее влияние ислама. Но, как мне кажется, самое существенное в том, чтобы мы поняли, что вне единства нам чего-то очень не хватает, что мы являемся членами единого тела, и не просто возможными партнерами в благотворительных делах или собеседниками в философско-богословских диспутах. Что разделение - не повод для политических расчетов, а болезненная рана на теле Христовом и на наших телах, от которой мы должны усердно умолять врачевание. Вот наша задача. Это задача, нам оставленная Самим Христом.

РИА "НОВОСТИ", 19 декабря 2011 г.

Фото: Сайт апостольской нунциатуры в Украине


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования