Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БИ-БИ-СИ: Пресвитер, его семья и паства. Фоторепортаж о жизни немцев-меннонитов в сибирской деревне


Зимние сумерки опускаются на село Неудачино. Зажигаются окна домов. На башне у клуба, повторяя круг белой от холода луны, начинает светиться огромный циферблат часов. Башенные часы собрал и установил на площади уже покойный мастер - Абрам Штеффен, предки которого в начале XX века осваивали Барабинские степи. Немцы-меннониты в 1905 году купили землю у помещика Неудачина и основали здесь село.

Сегодня в общине меннонитов 98 человек взрослых и детей – это пятая часть от всех жителей села. В девяностые годы многие немцы покинули Сибирь. Пенсионер, в прошлом ветеринарный врач и шофер, отец и дедушка большого семейства, почетный гражданин Татарского района Новосибирской области – сибирский немец Иван Петрович Панкрац остался в родном доме. Пятеро его детей живут в Германии, пятеро -рядом. Те не хотят возвращаться – там их будущее, эти не хотят уезжать – здесь им свободнее, здесь их родные и… прошлое.

Пресвитер Иван с женой Зарой, дочерью Ритой и двадцать девятым внуком

В 2003 году Иван Панкрац стал пресвитером. Каждое воскресенье он проводит собрание в молитвенном доме меннонитов. Накануне вечером неторопливо вспоминает прошлое. В его памяти - истории о родословных, уходящих в XVIII век Пруссии, о двух веках пребывания меннонитов на Украине, об освоении сибирской целины и депортации.

На длинном рулоне - родословная семьи с восемнадцатого века

Пресвитер готовится к проведению вечерней службы - собрания

Старый пресвитер рассказывает о том, как немцы обживали новую родину, как работали, преображая землю, как, не переча власти, "данной от Бога", принимали испытания трудармии и спецрежима, скрывали язык и веру. Его простые истории о непростых страданиях возвращают забытые смыслы сложным понятиям выбора и судьбы. Принимая веру, человек принимает судьбу, и несет ответственность за тех, кто делит с ним судьбу и веру.

По дороге на собрание в молитвенный дом меннонитов - он на этой же улице, бывший жилой дом оставил общине уехавший в Германию односельчанин.

Портрет жены недавно умершего соседа - меннонита Абрама Яковлевича Штеффена (его кисти работа). Штеффен был великим мастером, делал руками все - от фисгармонии до башенных часов на клубе родного села и в райцентре. Теперь в его доме будет музей.

"Я должен людям, потому что я должен Богу" – этот принцип исповедует пресвитер маленькой общины меннонитов, которая трудится не считаясь с затратами, не оглядываясь, согласно заповедям, на мир, не ввязываясь в бессмысленные пререкания с силой.

Песнопения на собрании меннонитов звучат под гитары, на русском языке

Иван - младший сын в семье Панкрац. Ему тридцать три, работает на местной ферме - дояр.

У Ивана в этот день был на ферме выходной, но он согласился показать нам свою работу

На собраниях меннонитов и взрослые, и маленькие поют песни, которые учат терпеливо и без боязни перестраивать данную им жизнь:

"Дерзновенье, упованье сохранить бы нам до конца, чтобы ревностно со старанием нам трудиться для Христа. По кирпичику, да по камушку терпеливо мы день за днем устрояем, как по писанию, из себя духовный дом"

Простое знание, которое помогает изменить мир и судьбу; простое - как механизм часов, движущих порою очень сложное время.

Ирина Октябрьская (Институт археологии и этнографии СО РАН)

БИ-БИ-СИ, 15 декабря 2011 г.

Фото: Валерий Кламм 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования